Лев Николаевич Толстой всю жизнь мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 году. Личный труд и отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, Толстой считал нравст-венным долгом каждого человека.
Творчество Льва Николаевича Толстого в русской культуре XIX века занимает центральное место. Его значение очень своеобразно проиллюстрировал однажды на лекции В. Набоков. Один из очевидцев вспоминает: «Зал погрузился в темноту… Набоков… подошел к выключателям. «На небосводе русской литературы, — объявил он, — это Пушкин!» Вспыхнула лампа в дальнем левом углу… «Это Гоголь!» Вспыхнула лампа посредине зала. «Это Чехов!» Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков… направился к центральному окну и отцепил штору… Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. «А это Толстой!» — прогремел Набоков».
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в одном из самых знатных русских ворянских семейств. Однако будущий литератор рано осиротел. Его юность прошла в Казани, где жили близкие родственники, которые и занимались его воспитанием. В 1844 году он поступил на философский факультет Казанского университета. Но учился нерадиво, прогуливал лекции и в конце концов перешел на другое отделение — юридическое. Однако и там юный Толстой не нашел себя. Науки не интересовали его, если только не могли быть применены в повседневной жизни. Тем не менее, в годы учебы будущий писатель внимательно читал французских философов. Особенно сильное влияние на него оказали идеи Жан Жака Руссо.
Неудовлетворенность университетским образованием привела к тому, что в 1847 году Толстой подал прошение об исключении и отправился в родовое имение Ясную Поляну, надеясь благоустроить быт своих крепостных. Но и здесь его постигла неудача: крестьяне просто не понимали его советов. Так он впервые реально ощутил непреодолимую пропасть, разделяющую его — помещика, барина — и простой народ.
Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Москве и Петербурге. В это время он обдумывает, как и в какой сфере жизни достичь успеха. Очень примечательны дневники Льва Николаевича, в которых он тщательно фиксирует и подробно анализирует собственные поступки и переживания. В марте 1851 он пишет «Историю вчерашнего дня». Это уже не просто запись «для себя», а художественное произведение (хотя и незаконченное). Так, постепенно, дневники перерастают в литературное творчество.
В январе 1852 года Толстой поступил на военную службу и отправился на Кавказ, где участвовал в военных действиях против горцев. В это же время он работал над повестью «Детство», которая после публикации в петербургском «Современнике» принесла ему славу одного из самых талантливых русских писателей. В 1954 году появилось «Отрочество», а спустя три года — «Юность», составившие вместе с первым произведением трилогию. Одновременно с «Детством» молодой литератор написал несколько рассказов по своим военным впечатлениям, в которых впервые прозвучала мысль о том, что нет в жизни ценностей выше простоты, естественности. В них и в «Севастопольских рассказах» (середина 50-х гг.) автор спорит с «парадным» изображением войны, доказывает, что она противоестественна и безумна. Настоящую правду он ищет не в гуще сражений, а в буднях солдат, матросов, сестер милосердия и простых горожан.
В ноябре 1855 года Толстой вернулся в Петербург. Его имя было уже широко известно в литературных кругах, но дух кружковщины и соперничества оттолкнул его. Интересы новых знакомых казались мелкими и ничтожными, их жизнь — суетливой и бессмысленной, поэтому в мае 1856-го писатель уехал из столицы сначала в Ясную Поляну, а затем, в 1857 году, за границу. Вернувшись в Россию осенью 1859 года, он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам стал преподавать в ней. Работа учителя, во время которой литератор часто оказывался в роли учащегося, дала Толстому материал для статьи с парадоксальным названием: «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Ее главная мысль в том, что дети из народа сохранили душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях.
В 1863 году писатель публикует повесть «Казаки», работать над которой начал еще в середине 50-х гг. В ее основе — кавказские воспоминания. Однако казаки Толстого не похожи на экзотических романтических героев, они, как и большинство его «народных» персонажей, бесхитростны и мудры, чисты и циничны одновременно, но всегда естественны. В это же время автор писал роман о семье декабристов, но в процессе работы стало ясно, что истоки восстания 14 декабря 1825 года следует искать в событиях Отечественной войны 1812 года. Так возник замысел «Войны и мира». В итоге шестилетнего (1863-1869гг.) труда появилось огромное повествование, охватывающее историю русского народа на протяжении пятнадцати лет. «Война и мир» мало похожа на классический роман. Ее подлинное содержание составляют не внешние перемены в судьбах героев, а их духовная революция.
Соединение «семейных» глав с развернутым описанием исторических событий, несколько сюжетных линий, десятки персонажей — все это тоже было совершенно новым для современников писателя. Из всех критиков того времени наиболее высоко оценил эпопею Толстого Н. Н. Страхов: «Полная картина человеческой жизни. Полная картина тогдашней России. Полная картина того, в чем люди полагают свое счастье и величие, свое горе и унижение. Вот что такое «Война и мир»».
В 1877 году писатель закончил свой второй роман — «Анна Каренина». В первоначальной редакции он носил ироническое название «Молодец баба», а главная героиня была изображена женщиной бездуховной и безнравственной. Но замысел менялся, и в окончательном варианте Анна — натура тонкая и искренняя, с любовником ее связывает настоящее, сильное чувство. Однако в глазах Толстого она все равно виновна в уклонении от предназначения жены и матери. Поэтому ее смерть — проявление суда Божьего, но суду человеческому она не подлежит.
Несколько лет Льва Толстого преследовал страх смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере, других религиях, но нигде не нашел понятного и близкого ему ответа. Кризис был преодолен на рубеже 70-80-х гг.: смысл жизни писатель отныне видел в народной религиозности, в опрощении, уподоблении себя крестьянам. Он считал, что простые люди в отличие от официальной церкви глубоко постигли нравственные заветы Христа. Бог для него был, прежде всего, высшим, чистым началом в душе человека. Эти мысли Толстой изложил в «Исповеди» (1879-1882 гг.), статьях «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Что такое искусство?» и др. (конец 70-х — 90-е гг.).
Писатель всю жизнь мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 году. Личный труд и отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, Толстой считал нравственным долгом каждого человека. Его поздние идеи напоминают социалистические, но в отличие от социалистов он был убежденным противником революции, равно как и любого насилия.
Извращенность, порочность человеческой природы и общества — основная тема позднего творчества Льва Николаевича. В последних произведениях («Холстомер» (1885), «Смерть Ивана Ильича» (1881-1886), «Хозяин и работник» (1894-1895), «Воскресение» (1889-1899)) он отказывается от своего любимого приема «диалектики души», заменяя его прямыми авторскими суждениями и оценками. Однако повесть «Хаджи-Мурат», законченная в 1904 году, выбивается из общего ряда: здесь нет очевидной морали, именно поэтому автор и не хотел ее издавать.
Идеи Толстого, особенно поздние, так и не смогла принять его жена Софья Андреевна, и он, ощущая невозможность сохранить мир в семье, в конце октября 1910 года втайне от домашних покинул Ясную Поляну, намереваясь ехать на юг. Спустя три дня его сняли с поезда, следовавшего в Ростов-на-Дону, с высокой температурой. Врачи определили воспаление легких. В шесть часов пять минут 7 ноября Толстого не стало…
Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать?
Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.
Оставить комментарий
Подписаться
После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.