Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • Facebook
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Сказка больше, чем жизнь: 10 фэнтези за рамками жанра

    02.06.2013 20:32 0 комментариев
    Всего просмотров:
    Tweet
    Серф
    читателям стоит обратить внимание...

    читателям стоит обратить внимание…

    Как часто можно услышать: «это фэнтези? Спасибо, мне не интересно?», «там есть магия? Я не читаю такое», «с элементами фэнтези? Это же не литература!»…

    К сожалению, такой жанровый снобизм многим читателям дорого обходится: человек лишает себя возможности познакомиться с целым рядом замечательных произведений, обогативших литературу. Вспомним, что и книги братьев Стругацких в свое время презрительно относили к «несерьезному» жанру «фантастики», а теперь…

    Не следует также забывать, что определение «фэнтези» только в самом архаическом смысле подразумевает истории о воинах и волшебниках. Сегодня к этому жанру относят и «городскую фэнтези», в рамках которой события происходят в современном мегаполисе и на фоне его жизни, и литературу стимпанка, где речь идет о цивилизации рубежа XIX – XX в.в., вымышленной или настоящей, и альтернативно-исторические романы, лишь слегка  приправленные фантастическим элементом. В книгах, о которых мы сегодня поведем речь, мы увидим «фэнтези» как дань уважения традиции и красивый поэтический приём, венчающие по-настоящему сильные книги. Книги, без которых уже немыслимо представить себе литературу…

    ***

    Вальтер Моэрс «Город мечтающих книг»

    Вальтер Моэрс «Город мечтающих книг»

    Вальтер Моэрс «Город мечтающих книг»

    Немецкий писатель Вальтер Моэрс сравнительно недавно стал известен русскоязычному читателю. Его «9 ½ жизней капитана Синий Медведь» — это замечательный образчик детской абсурдистской прозы, ну, а «Город мечтающих книг» приглашает нас в настоящую Одиссею. Это – удивительно тонко, филигранно и с любовью выписанное путешествие героя по полному опасностей лабиринту книжного мира.

    Динозавр Хильдегунст Мифорез, происходящий из местности, где главной ценностью является литература, получил в наследство от своего «литературного крестного» сокровище – десять страниц рукописи, которая является лучшим, самым совершенным текстом из когда-либо написанных. Путь Хильдегунста – домоседа, книгочея и увальня – лежит в Книгород, полную опасности и тайн писательскую и читательскую Мекку. Здесь ему предстоит пережить поистине улиссову историю и прийти в итоге к тому, во что он решительно не верил в начале путешествия…

    «Город мечтающих книг» — это уникально красивое и поэтичное произведение, стоящее особняком в современной литературе как по уровню мастерства его автора, так и по тематике. Мир знает много книг о книгах, но эта – совершенно особенная…

    Анджей Сапковский «Ведьмак»

    Анджей Сапковский «Ведьмак»

    Анджей Сапковский «Ведьмак»

    Горячий поклонник Дж.Р.Р.Толкиена и специалист по торговле, пан Анджей Сапковский написал первую новеллу из будущего цикла «Ведьмак» на спор: показать, что он не только знает, как надо писать фэнтези, но и может это сделать сам.

    Сейчас уже не осталось сомнений, что спор Сапковский выиграл. Потому что, создав историю с использованием всех фирменных фэнтези-приёмов – мир, стилизованный под европейское средневековье, населенный разными расами и чудовищами, практикующий магию и ведущий беспрестанные войны – писатель при этом сочинил настолько жизненную и живую историю, что, читая её, легко забыть, где находишься: в вымышленной стране или в Европе XV – XVII в.в. Легко начать считать героев своими добрыми знакомыми. Легко поддаться их обаянию – чтобы потом отправиться с ними на совершенно не романтическую войну, решая по ходу совершенно не фантастические вопросы. Анджей Сапковский обладает – и щедро делится со своим повествованием – уникальным чувством юмора, которое, однако, сплошь и рядом перерастает в довольно горькую иронию. «Ведьмак» успешно обыгрывает самые известные сказочные европейские сюжеты, каждый раз за шиворот спуская читателя с карамельных небес на грешную землю и напоминая, что основными вопросами были и остаются два – как выжить и как остаться при этом человеком. Даже если ты от рождения не совсем человек. И даже если видишь, что сплошь и рядом «вести себя по-человечески» является синонимом свинства.

    А еще Сапковскому удалось создать уникальных героя и героиню. Он – хотя и выдающийся рубака и почти что супермен, имеет россыпь вполне досадных недостатков, как, например, нездоровая склонность к рефлексии, занудство и упрямство. Она, хотя и настоящая волшебница и селф-мейд-вумен, но склочная, стервозная дамочка и вообще бывшая горбунья. При этом мы их очень любим. Почему? Об этом поистине стоит прочесть…

    Терри Пратчетт «Стража! Стража!»

    Терри Пратчетт «Стража! Стража!»

    Терри Пратчетт «Стража! Стража!»

    Признаемся сразу – писать о книгах Терри Пратчетта дело крайне неблагодарное. Во-первых, потому что из этого практически всегда получается анекдот « — Я слышал этого Магомаева, ничего особенного! – Вы что, были на концерте? – Нет, но Рабинович мне напел по телефону!». Пратчетта сравнивают с Вудхаузом и Ивлином Во – в этом что-то есть, но это очень условно и в любом случае не может передать очарования, юмора, переходящего в пронзительную грусть, а главное – зубодробительного удара «не в бровь, а в глаз», который получает читатель, открывая практически любую книгу Пратчетта, кроме, пожалуй, самых ранних.

    Первое произведение из цикла о Плоском мире (который покоится на трех слонах и черепахе) – «Цвет волшебства» — было написано в качестве пародии на традиционную фэнтези-литературу и со своей задачей справилось. Но очень скоро Терри Пратчетту с его живым умом и писательской энергией стало скучно в рамках пародии. Так что относить его книги к фэнтези, даже на пародийном уровне – в корне неверно.

    Вот например цикл произведений о городской полиции, открывающийся книгой «Стража! Стража!». Пьющий, одинокий и циничный Сэм Ваймс, который вынужден закрывать глаза на бандитский произвол и не имеющий перспектив в «мире чистогана» — не правда ли, знакомая картина? Сотрудники – считающий дни до пенсии осторожный сержант-взяточник и уличный мальчишка, выросший в «где-то тридцатичетырехлетнего» лузера, который и на человека-то не слишком похож: тоже вполне будничная картина. Юный новобранец с идеалистическим взглядом на вещи. Пока всё идет как обычно. До тех пор, пока в городе не появляется… дракон. Не думайте, что это тот самый фэнтези-элемент: драконов не бывает и быть не может, в этом Ваймс, несмотря на близкое знакомство с «зеленым змием», уверен твердо. Забегая вперед, скажем, что драконов действительно быть не может, как и сомнительных чудес. Но работа полиции может быть реформирована, циник может найти себе очень недурственное применение, пьющий человек — намертво завязать, а разумный, хотя и окончивший школу Гильдии Убийц правитель может привести свой город к процветанию. Некоторые, впрочем, считают, что вот тут-то и кроется элемент фантастики и настоящие чудеса…

    Роджер Желязны «Тоскливой октябрьской ночью»

    Роджер Желязны «Тоскливой октябрьской ночью»

    Роджер Желязны «Тоскливой октябрьской ночью»

    Возможно, вам встречалось другое название этой повести: «Ночь в тоскливом октябре» или «Ночь в одиноком октябре». Довольно сложно перевести на русский «A Night in the Lonesome October» (какой перевод кажется наиболее удачным нам – видно из заголовка). Безусловно, фэнтези-обзор скорее предполагает другую книгу Роджера Желязны – «Девять принцев Амбера», но поскольку мы описываем произведения, перешагнувшие рамки фэнтези, а «амберский цикл» является самым что ни на есть классическим, хотя и очень талантливым представителем жанра, мы поговорим о другой истории «от Желязны».

    Октябрьских ночей в повести ровно тридцать. Фактически они – главы дневника, который ведет пёс по кличке Нюх. Он – компаньон Джека. Джек – личность странная и таинственная. Хотя со временем мы мало-помалу понимаем, что это за Джек такой… Знакомцы Нюха – компаньоны знакомцев Джека – тоже непростые существа. Это змея, кошка, летучая мышь и филин, вместе со своими хозяевами участвующие в Игре. Ставка в ней высока, а решающий день, вернее, ночь, как уже, вероятно, догадался читатель – это ночь с тридцать первого октября на первое ноября.

    Стильный, истинно постмодернистский литературный коллаж из персонажей и ситуаций, высокий градус саспенса, авангардные декорации городского фэнтези, скупое и точное повествование – всё это делает повесть Желязны жемчужиной не только фантастической, но и вообще литературы. Некрупной, но оттого не менее ценной.

    Полная версия еженедельной тематической подборки «Новостей литературы» доступна по подписке — спешите подписаться на рассылку портала!

    Всего просмотров:

    Анджей Сапковский Вальтер Моэрс лучшие книги Роджер Желязны Терри Пратчетт фантастика фэнтези что читать?

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2019 — Новости литературы. All Rights Reserved

    Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования