«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!» — 10 интересных фактов о писателях и гонорарах
1. Александр Дюма публиковал свой лучший роман «Три мушкетера» в газете по системе «продолжение следует». В контракте с издателем была оговорена построчная оплата рукописи. Чтобы увеличить гонорар, Дюма, всегда отличавшийся предприимчивостью, придумал молчаливого слугу Атоса по имени Гримо, который говорил и отвечал на все вопросы односложно, в большинстве случаев «да» или «нет». Продолжение книги под названием «Двадцать лет спустя» оплачивалось уже пословно, и Гримо пришлось немного разговориться.
2. Однажды у великого Франсуа Рабле не было денег, чтобы добраться из Лиона в Париж. Тогда он приготовил три пакетика с надписями «Яд для короля», «Яд для королевы» и «Яд для дофина» и оставил их в гостиничном номере на видном месте. Узнав об этом, хозяин гостиницы тут же доложил властям. Рабле схватили и с конвоем доставили в столицу прямо к королю Франциску I, чтобы тот решил судьбу писателя. Оказалось, что в пакетах был сахар, который Рабле тут же и выпил со стаканом воды, а затем рассказал королю, с которым он приятельствовал, как он решил свою проблему.
3. Братья-поэты обвиняли Маяковского в жульничестве, утверждая, что его знаменитая стихотворная «лесенка» имеет своей целью исключительно увеличение гонораров. И действительно, поэтам в те времена платили построчно, так что Маяковский получал в 2, а то и в 3 раза больше за стихи аналогичной длины.
4. При выходе поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» отдельной книжкой по просьбе автора на неё установили цену 3 рубля 62 копейки. Именно столько стоила бутылка водки во время написания поэмы.
5. Слово английского писателя Редьярда Киплинга ценилось буквально на вес золота: он получал по шиллингу за каждое, что на сегодняшний день равно фунту стерлингов.
6. Свою первую книгу «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг закончила в 1995 году. 12 издательств отклонили присланную им рукопись. Только через год она была принята маленьким лондонским издательством Bloomsbury, хотя его главный редактор уверял Роулинг, что ей не заработать много на детских книгах, и советовал найти постоянную работу.
7. В 1976 году прогрессивный налог на доходы шведской писательницы Астрид Линдгрен составил 102%. Она написала по этому поводу сатирическую статью, вызвавшую ожесточённые споры. Считается, что в результате этой дискуссии социал-демократическая партия проиграла очередные выборы и не вошли в состав правительства Швеции впервые за 40 лет.
8. В России честное издательство обычно платит писателю по 5 рублей с книги при тираже в пять тысяч экземпляров. Но в большинстве случаев автору приходится удовольствоваться формулировкой «Писателю полагается 10% от суммы, полученной после продажи тиража» (к этому добавляются процент от переиздания книги в нашей стране, гонорары от издания за рубежом и проч. — в итоге набегает несколько тысяч долларов с одного романа или повести). Нередко начинающий писатель продает свою рукопись и за 200 долларов.
9. Информацию о писательских гонорарах современные авторы и издатели держат в строжайшем секрете. Однако кое-какая информация в прессу все же просачивается: Борису Акунину, по слухам, заплатили один из самых больших для России гонораров — 1 млн. рублей. В сумму от 3 до 7 тысяч долларов оцениваются обычно мемуары звезд.
10. 12,5 тыс. долл. призовых может принести лауреату премия Букера, примерно 5 тысяч — Малый Букер. В 2013 году сумма Нобелевской премии, в том числе и по литературе, составила 1,2 миллиона долларов.
|