Десятка. Ad Marginem, 2011
Антология современной русской прозы «Десятка», вышедшая в издательстве Ad Marginem, без промаха цепляет глаз броской ироничной обложкой: «десятка» и есть, зеленоватый бумажный червонец Центробанка, вписанный в дизайн книги Сергеем Монгайтом. Выбором же авторов антология обязана одному из самых узнаваемых лиц этой самой современной русской прозы — «супер-нацбесту» Захару Прилепину.
Он же и открывает список авторов, вынесенный на обложку книги: помимо Прилепина, в нем Сергей Самсонов, Сергей Шаргунов, Ильдар Абузяров, Герман Садулаев, Михаил Елизаров, Роман Сенчин, Денис Гуцко, Андрей Рубанов, Дмитрий Данилов. Именно так, по мнению составителя, выглядит характерный ландшафт современной отечественной литературы. В этом случае следовало бы сделать вывод, что оная литература бескомпромиссно социальна и бескомпромиссно же маскулинна. Десять молодых рассерженных мужчин: так можно охарактеризовать состав участников, который лишь в очередной раз доказывает предельный субъективизм любой антологии, не более.
По словам, правда, самого Прилепина, в выборе авторов он руководствовался «элементарными принципами»: «во-первых, это писатели, которые начали публиковаться в «нулевые» годы. Во-вторых, это писатели, которые в «нулевые» годы обрели какой-никакой успех, и в том числе — если хватило рук — дотянулись и сорвали себе по подарку с вечно новогодней елки литпроцесса…» Едва ли этот выбор, впрочем, претендует на истинность в последней инстанции: имена все на слуху, но состав участников напоминает компанию близких приятелей (читай: приятелей составителя), собравшихся, скорее, покрасоваться друг перед другом и не особенно обеспокоенных мнением читателя. Впрочем, беспокоиться и не о чем: свою аудиторию, равно как и критику, каждый из них нашёл уже в упомянутые нулевые.
Вероника Шарова
|