Евгений Гришковец: Скучают только бездельники
Новая книга Евгения Гришковца «151 эпизод жжизни» вышла в издательстве «Махаон». «151 эпизод жжизни» основан на интернет-дневнике Евгения Гришковца, так же как и две предыдущие книги «Год жжизни»и «Продолжение жжизни». В ходе литературной встречи автор рассказал о книге и ответил на вопросы читателей и портала «Новости литературы».
«Это приятная, весенняя зеленая книжка, — так Гришковец отозвался о своем новом произведении. — Я закрыл свой ЖЖ, и в этом смысле это последняя книга из этой серии. Она отражает три года событий жизни. Я много радовался, много страдал, тратил много времени, приобрел несколько друзей в разных городах страны».
Какова теперь судьба интернет-текстов Гришковца? «Буду вести дневник дальше, но по-другому. Не знаю, как выглядит моя новая страница, так как интернета у меня нет, а тексты я диктую. Пусть это не ежедневное общение в сети, но зато остается больше времени на общение живое. Собственного компьютера у меня нет, и неумение всем этим пользоваться от многого спасает. Если бы я умел плавать в интернете, то уже утонул бы там. Закрыл ЖЖ потому, что в последнее время мне поступало слишком много информации от том, насколько чудовищными могут быть люди. Я даже не догадывался о том, что люди могут быть такими ужасными. В 1990-е гг. я жил в Кемерово и видел там людей, у которых руки были по локоть в крови – так вот, в них не было той злобы, которая бывает в интернете», — объяснил писатель закрытие своего популярного блога.
Творчество Гришковца подчеркнуто аполитично, далеко от социальных проблем действительности, что порой становится объектом критики. Однако на сей счет у Гришковца есть внятное объяснение. «Я не представляю, что о современной политике можно высказываться художественно. Про Черчилля, Рузвельта – да, возможно. Даже про Сталина – еще как-то. А все то, что сейчас у власти – нехудожественно. На следующий день после того, как эти люди уйдут, о них никто не вспомнит», — аргументировал писатель.
Что, в таком случае, вдохновляет его в работе, в том числе в литературной? «Повседневная жизнь, люди, которые меня окружают, мои друзья, дети. Вдохновляет любить работу, что-то ставить, снимать. Главное, чтобы был замысел – ведь многое в жизни делается без замысла, а просто по привычке», — говорит Гришковец.
С некоторых пор книги Гришковца преодолели границы и теперь доступны на иностранных языках. «Уже опубликована книга «Реки» на немецком. Выходят книги на норвежском и итальянском языках. По этому поводу собираюсь поехать в Норвегию, и мне сообщили, что со мной хочет увидеться Эрленд Лу. Помню, когда в России вышла его книга, писали: «выходит книга норвежского Гришковца». А теперь в Норвегии пишут: «выходит книга русского Эрленда Лу»!» — сообщил писатель.
Но сам Гришковец без пиетета относится к зарубежным поездкам. «Я здесь все знаю, мне на родине быть важнее. А красивые дома я и по телевизору могу посмотреть. Раньше мне нравилось ездить – например, на фестивали. В период с 2001 по 2004 годы я, действительно, ездил много и с удовольствием, но потом прошел все круги этих фестивалей, и теперь, выбирая между Каннами и Владивостоком, еду во Владивосток», — пояснил он.
«Скучать мне некогда. Скучают только бездельники, скучающий человек находится на своей собственной пенсии», — резюмировал Евгений Гришковец. Сразу после автограф-сессии писатель отправился на свой спектакль, подтверждая собственные слова.
Вероника Шарова
|