120 лет со дня рождения Михаила Булгакова
15 мая исполнилось 120 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова — писателя, драматурга и театрального режиссёра, автора романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.
Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. В семье было семеро детей. В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета, а 1916 году получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». После начала Первой мировой войны Булгаков несколько месяцев работает врачом в прифронтовой зоне. Затем направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.
Во время Гражданской войны Булгаков был мобилизован как военный врач армию Украинской Народной Республики, затем — в Красную армию, вместе с частями Красной армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
В конце сентября 1921 года Булгаков переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов писателя.
Успешно дебютирует Булгаков и как драматург: в 1926 году во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась Сталину. Однако в своих выступлениях Сталин соглашался: «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных… Правда, зрители продолжают принимать его хорошо: в том же 1926 году в Театре им. Вахтангова с большим успехом проходит премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
Но уже к 1930 году произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году он пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он отправляет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит сам. Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.
В 1930 году Булгаков работал в качестве режиссера в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ), а с 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе.В январе 1932 года власти вновь разрешили постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.
В 1939 году Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена «главным героем», но, вопреки ожиданиям писателя, была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Писатель продолжает употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году. В этот же период он начинает диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита». 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. Его произведения до сих пор остаются «золотым фондом» отечественной словесности, пьесы с успехом идут на сценах театров, а роман «Мастер и Маргарита» обрел, без преувеличения, статус «культового»: согласно данным многочисленных опросов, российские читатели из раза в раз называют его лучшим произведением ХХ века.
|