Леонид Юзефович: Литературе научиться можно, научить – нет
Писатель и историк Леонид Юзефович станет преподавателем школы литературного мастерства Text. Его курс детективной и исторической прозы стартует 15 февраля, а о своём видении того, как будет и должно проходить обучение в рамках этого курса, сам Юзефович рассказал в ходе открытого урока своим потенциальным ученикам.
«Преподавание – это во многом просто повод пообщаться», — говорит Юзефович. Литературе, уверен он, научиться можно, научить – нет. Можно смотреть, как это делает другой, и развиваться самому. В чем-то такой учитель сродни наставнику в буддийском храме… Но ценность курсов литературного мастерства все же бесспорна: ведь каждый пишущий человек одинок и на поиск себе подобных могут уходить годы. «Мы все как-то звучим, но голос надо проявить», — убеждает Юзефович. Собравшимся он напомнил старую притчу о будущей матери, которой пожилая женщина говорит: «Ты должна быть готова к тому, что теперь твое сердце будет гулять там, где ему вздумается». То же и с писателями; ведь текст – это тот же ребенок, который гуляет отдельно от нас. Многим начинающим писателям сложно преодолеть застенчивость для того, чтобы познакомить с ним слушателей и читателей. «Не надо стесняться давать читать свои тексты. На самом деле, украсть у писателя ничего нельзя, если он чего-то да стоит, — подчеркнул Юзефович. Только в игре с равными мы растем, привел он аналогию литературного соревнования с конкуренцией в спорте.
Стоит отметить, что, судя по собравшимся, далеко не все возможные слушатели курса, строго говоря, являются молодыми писателями. Но ничего страшного в этом нет, заверил будущий преподаватель: проза – это позднее искусство, впервые публиковать прозу лет в тридцать – это нормально. В конце концов, известность и к самому Юзефовичу пришла в 53 года, когда он, во многом неожиданно для самого себя, получил премию «Нацбест».
«Детективную и историческую прозу я не люблю, но пишу. Люблю читать обычную хорошую прозу – о жизни, о любви. Хотя хороший детектив написать проще», — полагает писатель. Что касается исторической прозы, то здесь свои подводные камни: конечно, исключительного права автора на историческое событие нет (да и на трактовку – весьма сомнительно). Но соблюдать историческую точность, конечно, надо — иначе недобросовестный или не слишком вдумчивый писатель рискует пойти по пути создателей сериала по мотивам серии книг Леонида Юзефовича про сыщика Путилина: в экранном XIX веке к малознакомой даме обращаются запросто по имени и именуют хронологически верное «жалование» привычным нашему современнику словом «зарплата». В результате сам автор сюжета ни разу не смог досмотреть экранизацию до конца.
В заключение Юзефович дал совет, что в любом случае полезно прочитать начинающему автору: это, в частности, старая, но не утратившая актуальности книга нобелевского лауреата Марио Варгаса Льосы «Советы молодому романисту», биография Леонида Леонова и роман Милана Кундеры «Занавес».
Вероника Шарова
|