10 июля (28 июня) 1889 года родился Николай Николаевич Асеев, соратник Маяковского, входивший в возглавляемую им группу «Левый фронт искусств» («ЛЕФ»).
Николай Асеев родился в городе Льгов Курской области в семье страхового агента. В 1907 году он закончил Курское реальное училище и поступил в Московский коммерческий институт, но потом продолжил образование уже по гуманитарному профилю, записавшись вольным слушателем на историко-филологический факультет МГУ. В это же время в печати впервые появились его стихи (1911 г.) — в журналах «Весна!, «Заветы», «Проталинка» и других.
Находясь в постоянном поиске своего места в поэзии, Николай Асеев поочередно примыкал к работе то одной, то другой поэтических групп. Сначала (в 1913 году) он вступил в группу «Лирика», организованную С. Бобровым. В нее входили поэты позднего символизма и раннего футуризма, что, в конце концов, и привело к расколу. Асеев (как футурист) вместе с Бобровым и Пастернаком образовал группу «Центрифуга», основной целью которой было стремление избежать крайностей футуризма. Однако вскоре Асеев стал ориентироваться на национально-архаическую, хлебниковскую, линию футуризма, что привело его в группу «Лирень». Отличительными чертами этого направления были примитивизм, словотворчество, стремление вскрыть глубинные связи между словами путем сближения их по звучанию. Наглядый пример тому — стихотворение Асеева «Звенчаль»:
Тулумбасы, бей, бей,
запороги, гей, гей,
Запороги-вороги —
головы не дороги.
Доломаны — быстрь, быстрь,
Похолоним Истрь, Истрь!
Харалужье паново
переметим наново!
Встреча с Маяковским повлияла не только на судьбу Николая Асеева. Под воздействием великого поэта изменился и строй асеевского стиха: началось освоение кубофутуристической поэтики. Футуристы считали себя единственными, кто способен создать настоящее революционное искусство. Нужно ли говорить о том, что к революции все они отнеслись восторженно? Не стал исключением и Николай Асеев. В феврале 1917 года его избрали в Совет солдатских депутатов, сделав помощником заведующего биржей труда. После этого он работал сотрудником газеты Владивостокского Совета «Дальневосточное обозрение». Там поэт стал инициатором создания литературно-художественного общества «Балаганчик», которое, в свою очередь, явилось основой для появления группы 2Творчество». В нее входили такие известные поэты-футуристы, как Д. Бурлюк, С. Третьяков, Н. Чужак, С. Алымов и другие. Основной идеей этих групп, как и всех объединений футуристов, был лозунг о том, что искусство должно служить революции.
В 1922 году Асеев вернулся в Москву, где сразу же вступил в ЛЕФ («Левый фронт искусств»), возглавляемый Маяковским. В основе эстетики этой группы лежали «теории производственного» искусства, «литературы факта». Безоговорочно приняв идеи революции в обществе, «лефовцы» отстаивали их и в искусстве. «Нас, футуристов, предсказал и призвал к товарищеской работе Карл Маркс», — заявляли они. Они считали, что футуризм является «историческим мостом, по которому рабочий класс должен перейти на берег собственного творчества». Агитотдел ЦК партии разрешил ЛЕФу издавать собственный журнал. В первом же номере появилась статья Асеева, подписанная Н. А.. Она состояла из трех глав: «Мы рекламируем», «Мы поощряем», «Мы гильотинируем». В ней автор декларировал задачи нового искусства, говорил о том, что должно состоять на службе у революции и выполнять «социальный заказ». Прозаики и поэты должны говорить не о том, что им близко и дорого, а работать по заданию партии, выражающей интересы пролетариата, переключаться на производственные задачи.
Поэзия Асеева все больше приобретала публицистическую и эпическую окраску. Он изо всех сил стремился подчинить свой стих задачам общественной пользы. В связи с этим нельзя не отметить, что его произведения стали менее выразительны (поэмы «Семен Простаков», «Удивительные вещи»). Творческий кризис? Кто знает! Известно только, что в творчестве писателя вскоре начался длительный перерыв: с начала 40-х до середины 50-х годов Асеевым не опубликовано ни одного стихотворения. Был ли причиной тому сталинский режим, разгром обэриутов или что-то личное? Может быть, эта загадка когда-нибудь будет разгадана. Но пока необъяснимым остается и то, что после своего возвращения в литературу поэт предстал перед читателем в совершенно ином обличье: теперь его стихи не имели ничего общего с футуризмом. Появился Асеев-лирик.
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя — сушь,
мне и в жары без тебя — стыть,
мне и без тебя Москва — глушь.
Мне без тебя каждый час — с год,
если бы время мельчить, дробя;
мне даже синий небесный свод
кажется каменным без тебя.
трудно узнать в этих строчках революционного поэта-футуриста, призывавшего творить по заданию партии. Это преображение пока для нас загадка… Как и то, почему в последние годы жизни Николай Асеев предпочитал не писать стихи, а переводить — с польского, чешского, армянского и других языков. Умер Николай Николаевич Асеев 16 июля 1963 года, предоставив нам, самим искать ответы…
Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать?
Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.
Оставить комментарий
Подписаться
После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.