Михаил Тузов.
ТУЗОВ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ родился 29 июля 1945 года в Казани в семье военнослужащего.
В 1962 году Михаил окончил среднюю школу и уже через месяц сдал вступительные экзамены в общевойсковое военное училище в Саратове. В 1965 году, после окончания училища, Михаил Тузов был назначен на должность командира взвода в город Арзамас -16 (нынешний Саров), где прослужив четыре года, в 1969 году получил разрешение от командования на продолжение учебы по военной специальности и поступил на военно-ин-женерный факультет Высшей школы МВД СССР в Москве.Через четыре с половиной года по распределению был назначен начальником инженерно-технической службы одной из войсковых частей в Западной Сибири. При исполнении воинских обязанностей Михаил Викторович получил тяжелую травму ноги, а далее серия операций, ампутация, инвалидность. Более двадцати лет после этого он проработал на различных инженерных должностях в народном хозяйстве страны, награжден семью медалями и несколькими почётными грамотами министров Внутренних дел СССР и ТАССР. Первый сборник его стихотворений под названием «Раифа», одноименный с поэмой, включенной в него, вышел в 2001 году. На сегодняшний день издано пять его стихотворных сборников.Он автор либретто рок-оперы «Грань» композитора Айрата Газизова. Большое внимание Михаил Тузов уделяет общественной работе, он староста литературного объединения при музее А.М.Горького имени Марка Зарецкого, которым руководит казанская поэтесса Алена Каримова, посещает литературное объединение «Арс» при казанском университете, участвует в мероприятиях Соза писателей Татарстана, членом которого он является. 24 марта 2004г. Михаил Тузов принят в Союз российских писателей
(Чл. Билет №00655).В октябре 2009 года награждён Почётной грамотой Министерства культуры республики Татарстан за большой вклад в развитие литературы.
На какую тему предпочитаете писать свои стихи?
Пишу стихи разные, темы не выбираю, но само собой получается то, что большин-ство из моих стихотворений имеют гражданскую направленность. Видимо это явление возрастное.
Могли бы Вы отметить кого-то из современных писателей бульварной литературы? Донцову или Шилову, например?
Я вообще никогда не делю литературу по её потребительскому спросу. Понятие бульварности по отношению к ней субъективно, а, скорее, размыто. Всяк читает так же, как и ест то, что ему нравится. Мои предпочтения созвучны с тем настроением с которым я снимаю книгу с полки в данный момент и спектр моего чтения в послед-нее время сузился до Чехова, Гоголя, Булгакова, Бабеля и еще не более, чем до десятка авторов. Названные Вами авторы в список не входят только лишь потому, что мое время пребывания в этой жизни уже достаточно жестко ограничено.
Пишите ли Вы стихи на заказ или по просьбе друзей?
Раньше писал вирши по просьбам друзей и близких в качестве экзерсисов, накачивающих мышцы в поэтическом ремесле. Сейчас этот тип версификации отошел для меня в прошлое сам собою.
И что вам больше всего вспоминается из детства?
Ленинградское мороженое «Крем-брюле» образца 1957 года.
АРПЕДЖИО
в стиле венка сонетов
(ко дню рождения А.С.Пушкина)
1.
Июньским светлым днем спешу к тебе,
волнуясь, словно юноша кудлатый,
что бегал на свидания когда-то
к единственной, как думалось, в судьбе,
читал твои стихи молодцевато,
был склонен к пустословью и гульбе.
Тот, прошлый, я кажусь сейчас себе,
сказать помягче если, ─ странноватым.
Но часто ли берем удачный старт,
Когда выходим из-за школьных парт?
Мной избрана была стезя солдата,
увы, недолог воинский разгон,
живет носитель золотых погон
не как богемных сходок завсегдатай.
2.
Не как богемных сходок завсегдатай,
сосущий отфуршеченный «Моэт»,
работает над рифмами поэт
бессонной ночью в келье небогатой.
Когда-нибудь, какой-нибудь эстет
на рауте у нью-аристократа
или в лонгшезе где-то в Эмиратах
от скуки прочитает мой сонет,
соседку приобнимет за плечо
и скажет ей: «Послушай, а ничё…
Совсем недурно пишет бородатый…»
Кто обожает вальс, а кто канкан…
Ты не трудись впустую, критикан,
чужих успехов томный соглядатай!
3.
Чужих успехов томный соглядатай
богаче тех, о ком строчит порой.
Не зря вокруг маэстро вьется рой
из братии подлизо-плутоватой.
Сравнима лишь с азартною игрой
работа у журнального пирата,
оправдывает многие затраты
и компенсирует в валюте геморрой.
Здесь можно расхвалить
или испачкать,
иль компетентно
провести накачку
в многозначимой
менторской нутьбе.
Пройдется по стихам и переписке,
надергает штук сто цитат по списку
специалист в словесной молотьбе.
4.
Специалист в словесной молотьбе,
литинститутских степеней искатель,
авангардистских мод законодатель
готов всегда примазаться к судьбе
того, кто вовсе не предприниматель,
не мастер в андерграундной борьбе,
кто, спрятавшись в словесной городьбе,
корпит, коль дал талант ему Создатель.
Шаркун паркетный, библио-доцент,
всегда готов с творца слупить процент.
Что делать с этой сворой вороватой?
В их уши комплименты верещать,
им прописные истины вещать ─
не мне с солдатской рифмой простоватой.
5.
Не мне
с солдатской рифмой простоватой
соваться в куртуазный маньеризм,
сюрреализм, кубизм и модернизм,
набивши рот и мозг
словесной ватой,
влезать во всякий
новомодный «изм»,
нося на заднице
заплату на заплате,
и на тусовках средь юнцов патлатых
оспаривать наличие харизм.
Хард-року предпочту раскат органа
иль импровиз джазмена-хулигана,
исполненный на помповой трубе.
Пусть нынче
стало модным рушить нормы
и выгодно,
под видом новой формы,
драть лиру на парнасовом горбе.
6.
Драть лиру на парнасовом горбе
иронией манерных одностиший
(какая специфическая ниша:
два раза «ме», четыре раза «бе») ─
все на потребу наших нуворишей,
несущих доллар на своем гербе.
И вот уж слава притекла к тебе,
и особняк под черепичной крышей.
Но, лексике
служа ненормативной,
вертя хвостом
пред кодлой дефективной,
ты ─ пыж бумажный
в холостой пальбе,
и знай, пролаза,
что твой стих расхвалит,
эпитетами лестными завалит
лишь тот, кто мадригалов ждет себе.
7.
Лишь тот,
кто мадригалов ждет себе,
поддерживает бездарей в их раже
проехаться на гребне эпатажа
и отличиться в самопохвальбе.
Но вкус всегда
находится на страже,
а музы не равняют всех в борьбе,
и не помочь мошне и ворожбе,
поэт ─ смесь гениальности с куражем.
Иных читаешь,─ с первых строк восторг:
какой же мозг подобное исторг!
О, Боже, до чего замысловато!
И вдруг открытье делаешь, скорбя:
пиит здесь, одного себя любя,
другому одой льстит витиеватой.
8.
Другому одой льстит витиеватой,
натужною фанфарою трубя,
порой презрением облив себя
за мелкую душевную растрату.
Подхалимаж всегда сродни разврату.
Постыдно отдаваться, не любя,
всего за тридцать сиклей, оскорбя
талант святой в угоду плутократу.
Любовью только можно оправдать
элегии разлив и благодать,
как в древних гимнах,
славящих Астарту.
И я хотел бы, как любой из вас,
по совести прожить свой каждый час,
не ставя честь на крапленую карту.
9.
Не ставя честь на крапленую карту,
Не навлекая на себя позор
И с совестью не затевая спор,
И ты ловился на крючок азарта,
И гнал тебя лукавый кредитор.
Певец, курчавый обладатель фарта,
как дрозд из форточки,
открытой в марте,
ты вылетал на творческий простор,
который и не снился до сих пор
всем тем, кто гонит в строчку
чушь и вздор,
включая нынешних
птенцов поп-арта.
А я пишу классический сонет
сегодня не для сайта в интернет.
Ты тоже не любил писать
в in-quarto.
10.
Ты тоже не любил писать
в in-quarto,
хоть получалось это не всегда.
Бордо, конечно, лучше, чем вода,
но можно пить и пиво, если квартой,
а на Руси ─ и водка хоть куда:
и под удачный шарик на бильярде,
и с новогодним выстрелом петарды,
и просто, чтоб не мерзнуть в холода.
Совсем не жалуя горячечного лета
(причуды есть у каждого поэта),
любил пройтись по болдинским садам
и в них-то за кусточками густыми
позабывал с крестьянками простыми
изысканных полуэфирных дам.
11.
Изысканных полуэфирных дам
найти, конечно,
трудно в наше время,
увы, увы, серебряное стремя
я нынче к легкой ножке
не подам.
Остаться нежной ─
это ли не бремя,
когда полжизни отдано трудам?
В сонетах славу женщинам воздам,
расцветшим в нашем славном «соцгареме».
О чем бы здесь ни начиналась речь,
от вечных тем меня не уберечь;
стопу в строке гоняя за стопою,
отрекшись от наветов и интриг,
остановлюсь я вряд ли хоть на миг,
шагая поэтической тропою.
12.
Шагая поэтической тропою
сквозь тернии, колдобины и рвы,
не слушая шипения молвы,
в погоне за фортуною слепою
нередко не жалею головы,
в чем очень часто сходен я с тобою.
А муза не была твоей рабою,
скорей, любовники с ней были вы,
и под пастуший жалобный рожок
измяли сена не один стожок
в безумствах под луною голубою.
В траве душистой где-то в сентябре
Разбужен быть на утренней заре
Хочу цыганской шумною толпою.
13.
Хочу цыганской шумною толпою
быть увлеченным в бесконечный путь,
увидеть в конокрадстве жизни суть,
слетать на аргамаке к водопою.
Как хорошо краюхою ржаною
игривого Пегаса обмануть,
дать нежным языком ладонь лизнуть,
взнуздать и ускакать на нем в ночное,
и, Музу посадив перед собою,
прижавшись к волосам ее щекою,
промчаться по лугам, полям, садам
осеннею порою золотою
и, размахнувшись щедрою рукою,
стихи рассыпать по твоим следам.
14.
Стихи рассыпать по твоим следам
любому графоману будет лестно
и мне, конечно, признаюсь я честно,
особенно среди десятка дам,
прелестных и известных повсеместно.
А, может, часть стишочков тех издам:
не следует лежать в столах трудам
поэтов, даже и мелкопоместных.
Вполне возможно, эти вот изданья
облегчат мне мое существованье
в извечной нудной жизненной борьбе.
Ну, а сейчас, одевшись, как на праздник,
уже седой, но внутренне ─ проказник,
июньским светлым днем спешу к тебе.
15.(магистрал)
Июньским светлым днем спешу к тебе
не как богемных сходок завсегдатай,
чужих успехов томный соглядатай,
специалист в словесной молотьбе.
Не мне с солдатской рифмой
простоватой
драть лиру на парнасовом горбе.
Лишь тот, кто мадригалов ждет себе,
другому одой льстит витиеватой.
Не ставя честь на крапленую карту,
ты тоже не любил писать в in-quarto
изысканных полуэфирных дам.
Шагая поэтической тропою,
хочу цыганской шумною толпою
стихи рассыпать по твоим следам.
Беседовала Наталия Бурцева.
|