Типология российских театральных изданий.
Театр возник задолго до появления журналистики. Однако театральная журналистика, спустя столетия, стала важнейшим фактором в его развитии. Она отражает текущую деятельность сценического искусства, анализирует и оценивает значение театра, участвует в формировании репертуарной политики, актерского творчества, режиссуры, декорационного оформления, организации театрального дела и т.д. История поставила перед театральной журналистикой важные задачи: познать русскую сцену во всем ее многообразии, выявить закономерности театрального процесса, обосновать общественное назначение театра и предугадать его грядущий облик в России.
Главным органом, где театральная журналистика, проявила себя наиболее многообразно, стала специализированная периодика: театральные журналы, газеты, альманахи. Специальная периодика имеет важное социальное значение. В ней отражается история возникновения идей и их развитие в процессе формирования данной отрасли культуры.
Типология российских театральных изданий прежде не являлась объектом специального исследования. Однако в ряде работ отражены отдельные исторические и теоретические аспекты, имеющие косвенное отношение к избранной нами теме. Число таких работ невелико. Возникновение русской театральной периодики описано до революции в статье А.А. Измайлова (Смоленского) «К истории театрального журнала в России» («Театр и искусство», 1906, №52). В ней дается характеристика изданий, которые публиковали материалы на театральные темы. О театральных журналах печатались и другие статьи, но в основном они представляли собой рецензии к выходу первого номера, либо посвящались юбилею театрального издания. Например, о 40-летии журнала «Антракт» писал Н. Долгов в журнале «Театр и искусство» (СПб, 1906, №№17, 19, 20, 22); о 100-летии «Журнала драматического» — А.М. Брянский в журнале «Русская библиография». («О «Журнале драматическом» 1811 года»; СПб, 1912, №2); 100-летие «Драматического вестника» отмечалось журналом «Театр» в публикации без подписи («Первый русский театральный журнал»; М., 1908, №286) и т.д.
Юбилейные статьи в большинстве случаев поверхностны, не носят исследовательский характер и неглубоки. Значительная часть этих материалов, к сожалению, содержит лишь пересказ тематического направления и отражает скорее историю театра, чем данного издания. И все же в них можно найти ценные факты, относящиеся к истории данного журнала.
Чаще чем юбилейные статьи в прессе появляются рецензии и аннотации к выходу первого номера журнала. Для примера назовем некоторые из них: «Театральные газеты» (рецензия на «Петербургские театральные ведомости» и «Театр и спорт» опубликована в журнале «Театр», М., 1910, №687), «Пробный номер» (резкая критика театрального журнала «Рампа»; «Театр», М., 1908, №237); «Что нового в журналах?» (о задачах журнала «Русская сцена»; «Сын отечества», П., 1864, №57) и т.д.
В ранних работах по истории театральных журналов заметна неуверенность авторов: какое издание считать первым театральным журналом?
Е. Некрасова, а вслед за ней и С.М. Бабинцев предлагают вести отсчет с 1808 года – со дня выхода в С.-Петербурге первого номера «Драматического вестника». Об этом говорится в статье Некрасовой «Первый русский журнал, посвященный театру» («Артист», 1890, №6) и статье Бабинцева «Драматический вестник» с характерным подзаголовком: «К 150-летию первого русского театрального журнала» («Книга. Исследования и материалы». Сб. 1. М.,1959).
Другие исследователи (А. Сиротинин в статье «Первый театральный журнал в России» — «Артист», 1890, №7; и Эм. Бескин в учебном пособии «История русского театра», М.–Л., 1928, с. 145) в качестве первого журнала называют «Русский театрал» («Russische Theatralen»). Издание его предпринял в 1784 году артист петербургской немецкой труппы Зауервейд для ознакомления Западной Европы с положением в русском театре. В журнале печатались тексты пьес, статьи по истории немецкого театра в России, отрывочные сведения о деятельности и составе артистов русской, французской, немецкой, итальянских трупп, выступавших в Петербурге и т.д. В публикации Сиротинина ошибочно указано, что вышел только один номер. На самом деле было издано три номера [1].
Зная об этом, Бабинцев, поясняет, почему «Драматический вестник» все же стоит считать первым русским театральным журналом: «Основание театральной периодике России было положено еще в последних десятилетиях XVIII века. Но выходившие тогда издания или не были в собственном смысле слова журналами театральными или же выходили на иностранных языках и предназначались, в основном, для читателей-иностранцев. Так, в 1774 г. В Москве вышли из печати четыре тетради под названием: “Музыкальные увеселения, помесячно издаваемые: содержащие в себе оды, песни российские… котильоны, балеты и прочие нотные штуки”»[2].
Также исследователь называет «Русский театрал» и журналы, выходившие в Петербурге в конце XVIII века, как, например, «Российский феатр», «Театр для пользы юношества» и др. Однако это были не в полном смысле театральные журналы, поскольку в них публиковались исключительно тексты пьес.
О «Драматическом вестнике» как первом театральном журнале говорится и во многих других статьях. Среди них: «Первый русский театральный журнал» («Советская культура», М., 1958, №8), Морозов Ю. «Театральный журнал старого времени» («Библиотека “Театра и искусства”». СПб, 1900, №6), «Первый русский театральный журнал» («Театр», М., 1908, №286).
Развитие театральной печати с момента ее появления в конце XVIII века до 1917 года показано в трехтомной монографии под редакцией А.Я. Альтшуллера «Очерки истории русской театральной критики» (Л., 1975–1979), а также в учебных пособиях «История русской театральной критики» в пяти выпусках при том же составе авторов (Л., 1975–1977) [3]. Важной особенностью этих изданий является то, что рассматривается в них не только специализированная театральная пресса, но и общественно-политические, художественные, сатирические журналы и газеты, имевшие театральные рубрики. Рассматриваются основные задачи ведущих театральных изданий на фоне развития театрально-критической мысли.
Последовательное изложение элементов исторического развития театральной периодики содержится в монографии Д.Г. Королева «Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России ХIХ — начала ХХ веков» (СПб., 1999). Исследование в целом посвящено книгоиздательскому делу, точнее, истории возникновения и развития театральной литературы. Книга разбита на главы, расположенные в хронологическом порядке и посвященные отдельным историческим периодам развития театрального журнала. Три главы посвящены крупным театральным журналам: «Репертуар и Пантеон», «Ежегодник императорских театров», «Театр и искусство». Журналы рассмотрены в тесной связи с издательскими и цензурными условиями дореволюционной России (например, главы «Театральная типография», «Порядок и особенности публикации пьес»).
Роль специализированной театральной печати в русском дореволюционном обществе, ее влияние на общественные настроения и тенденции актерского искусства рассмотрены в монографиях И.Ф. Петровской «Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века» (Л., 1979) и «Театр и зритель российских столиц. 1895–1917» (Л., 1990). Театральная периодика как источник для изучениях истории драматического театра охарактеризована в книге И.Ф. Петровской «Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра» (Л. 1971).
Отдельные аспекты библиографии, типологии, издательских и редакционных особенностей рассматриваются на примере единичных театральных изданий и их групп в ряде диссертаций и научных статей.
Наиболее широкая теоретическая постановка типологических особенностей театральной периодики содержится в кандидатской диссертации И.Л. Мухранели «Становление типа советского театрального журнала 1920-х – нач. 1930-х годов» [4]. На материале журналов первых лет Советской власти автор описывает значение театральной периодики в социалистическом обществе; анализирует функции и содержание театральных профессиональных и массовых журналов; делит журналы на группы, ориентируясь на их цели и задачи. В главе I «Первые шаги.1917-1923 гг.» процесс становления театральной журналистики 1920-х годов рассматривается в связи с влиянием многих факторов социальной, общественной, культурной жизни той поры. Подчеркивается, что «процесс отмирания старых театральных журналов <…> и становления новой театральной периодики протекал долго и своеобразно» [5]. Прежде чем говорить о состоянии и развитии театрального журнала после революции, автор дает обзор театральной печати дореволюционных лет.
Некоторые материалы диссертации в том же году были опубликованы Мухранели в «Вестнике МГУ» [6].
В 1991 году к аналогичной теме исследования обратилась Т.Ю. Рыбакина («Театральные журналы Москвы 1919-1929 гг»: автореферат дис. на соискание учен. степ. канд. искусствоведения. М., 1991). Основной целью этой работы стало не типологическое изучение театральных журналов, а рассмотрение их в контексте общественной жизни тех лет. Воссозданы наиболее существенные особенности и тенденции эволюции театральных журналов; выявлены способы содержательного наполнения номеров; определено влияние личности редактора, авторов на формирование целостного облика журнала. В процессе подготовки диссертации автором опубликована работа «Театральные журналы начала 20-х. годов» в сборнике научных трудов «Театральная критика: история и теория» (М., 1989, с. 137-156).
Описание целой системы ведущих театральных журналов первых лет Советской власти содержится в работе А.Я. Трабского «Советская театральная журналистика» («Театральная критика 1917-1927 годов. Проблемы развития». Сб. научн. тр. Л., 1987., с. 5–39). Автор выделяет два этапа театральной журналистики анализируемой поры: 1918-1921 и 1921-1927 гг. Если первый этап истории Советской театральной журналистики был отмечен появлением лишь нескольких изданий, то на следующем этапе, в 1921–1927 гг., картина резко изменилась. И в плане количественном, и в плане качественном произошел скачок. В статье приводится характеристика этих изменений: расширяется жанровая система периодики, меняется объем материалов. Рассматриваются исторические предпосылки возникновения издающего органа, его структура и задачи, авторский состав и программа журналов, их «формальная» и «отраслевая» структура, тематика материалов и другие вопросы.
Среди работ, посвященных отдельным аспектам истории театральной периодики, можно назвать статью Н.Д. Агишевой «Первая российская революция и театральная печать» («Театр», М., 1985, №8, с. 81–87) и ее диссертацию «Борьба вокруг модернистских концепций театра в русской периодической печати 1905-1914 гг.» (М., 1986).
Влияние на театральный процесс художественных журналов «Мир искусства», «Золотое руно» и «Аполлон» рассматривается в диссертации Е.В. Бархатовой «Русская художественная периодика к. XIX – н. ХХ вв.» (Л., 1980). Аналогичной теме посвящена публикация Н. Сиривля «Становление театральной эстетики русского символизма (по материалам журнала «Мир искусства»)» («Театральная критика: история и теория». Сб. научн. трудов. М., 1989, с. 104-136).
Истории создания мейерхольдовского журнала «Любовь к трем апельсинам» посвящена публикация И.Л. Мухранели [7]; газете «Обозрение театров» – публикация А. Голикова [8]; театральным журналам начала ХХ века – глава «Театральные журналы» в учебном пособии С.Я. Махониной «История русской журналистики начала ХХ века» (М., 2004, с. 224–233).
В статье Л.Н. Иокар «Театральные журналы» (Сб. «Литературный процесс и русская журналистика к. XIX – нач. ХХ в». М., 1982, с. 298-325) рассматриваются наиболее крупные журналы конца XIX века и деятельность их сотрудников – ведущих столичных критиков А.Р. Кугеля, А.А. Плещеева, А.П. Чехова. В статье Иокара анализируется влияние журналов на театральный процесс, сравнивается содержание основных рубрик и их авторский состав.
Аналогичный подход сделан и в публикации Д.Н. Годер «Театральный журнал на фоне времени. /”Рампа и жизнь” в 1913 году/» (Сб. «Театр и русская культура на рубеже XIX-ХХ веков». М., 1998, с. 7–29). Однако здесь автор говорит не только о влиянии журнала, но и рассматривает цели и задачи издания, его типологическую структуру, содержание основных рубрик, сопоставляя с общим контекстом театральной жизни той поры.
Формирование типов театральных журналов тесно сопряжено с развитием критики. В разные времена она влияла на язык и стиль публикаций, их объём и рубрикацию. Материалы по этой проблеме находим во многих работах по истории журналистики и критики. Они содержатся в трудах обобщающего характера: «Очерки по истории русской журналистики и критики», т.1, 1950; т.2, 1965; «История русской журналистики XVIII—XIX веков». М., 1966. Во введении к последнему изданию дана краткая историография русской журна¬листики. Большой материал о театроведении как науке и театраль¬ной критике находим в работах Т.М. Родиной, Ю.А. Дмитриева, Т.К. Шах-Азизовой в многотомной «Истории европейского искус¬ствознания» (М., 1963—1969).
Театральная критика XVIII века рассмотрена в учебном пособии Б. Н. Асеева «Русский драматический театр XVII—XVIII веков» (М., 1958). Борьба театральной критики за ут¬верждение романтизма в театре нашла отражение в монографии Т.М. Родиной «Русское театральное искусство в начале XIX века» (М., 1961). Материалы об эволюции теоретических взглядов на драму содержатся в книге А.А. Аникста «Теория драмы в России от Пушкина до Чехова» (М., 1972).
Собственно театральную критику начали изучать в Конце XIX века. Это было обусловлено общим процессом становления науки о театре, высвобождением ее из-под власти филологических наук. Изучение театральной критики шло по крупным именам (А.С. Пуш¬кин, В.Г. Белинский, А.А. Григорьев, Н.А. Некрасов) — анализи¬ровалась еще одна область их интересов.
Советская филологическая наука, уделяя серьезное внимание ли¬тературной критике, как правило, обходила стороной критику теат¬ральную. Театроведение, занятое разработкой проблем актерского, режиссерского творчества, исследованиями отдельных театров и сце¬нической истории пьес, также, по существу, не изучало историю те¬атральной критики. Появлявшиеся на эту тему работы имели слу¬чайный, эпизодический характер. Только начиная с 1950-х годов, в период широкого развития науки о театре, история театральной критики стала изучаться систематически. Интерес к ис¬тории театральной критики вылился в создание работ различных жанров. Это — монография Д.Л. Тальникова «Театральная эстетика Белинского» (1962), диссертации о театрально-критической деятель¬ности Н.И. Надеждина, А.И. Герцена, А.Н. Баженова, М.Е. Сал¬тыкова-Щедрина, статьи о работе в театральной критике А.Н. Пле¬щеева, А.И. Урусова, Н.С. Лескова, В.Я. Брюсова и др.
Наконец, еще одна группа источников – биографические книги о русских деятелях сцены. Большинство русских актеров, драматургов, режиссеров, сценографов, критиков принимало участие в издании специализированных театральных журналов, если не на правах редакторов или членов редколлегии, то в качестве авторов. Поэтому в библиографических материалах содержатся сведения либо о журнально-издательской деятельности работника театра, либо факты публикации его работ в каких-либо журналах. Например, в мемуарах А.Р. Кугеля «Профили театра» приведены данные о критике А.Н. Баженове и организации им газеты «Антракт» — «издания, примерного которому не было в истории русской журналистики ни по форме, ни по содержанию, ни по издательским приемам» [9]. Можно назвать также книгу Н.Волкова «Мейерхольд» (М.-Л., 1929. Т.2), где приведены сведения об издании журнала «Любовь к трем апельсинам» (с.59-62, 314-315, 457); книгу Л.В. Тимофеева «В кругу друзей и муз: Дом А. Оленина» (Л., 1983), где говорится о «Драматическом вестнике» (с. 55-56) и др.
Рассмотрим основные библиографические справочники, которые использовались в настоящей работе.
Театральные газеты и журналы XVIII–XIX веков учтены в капитальном труде Н.М. Лисовского «Русская периодическая печать 1703-1900 гг.» (Пг., 1915) [10]. За последующий период это сделано в издании Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина «Библиография периодических изданий России. 1901-1916» (т.1–4, Л., 1958–1961). Издания 1917 года зарегистрированы в «Списке повременных изданий за 1917 год», составленном Л.К. Ильинским (Пг., 1919). Однако этот «список» дает только алфавит названий журналов и газет.
Несмотря на полноту сведений в указанных справочниках, поиск специальных изданий по ним производить весьма затруднительно. Главная трудность здесь заключается в смещении тематики и несоответствии заголовка истинному содержанию издания. Поэтому наиболее полным и единственным специальным исследованием по театральной периодике является библиографический указатель В. Вишневского «Театральная периодика» (ч.I. 1774–1917. М.–Л., «Искусство», 1941).
Автором описано 384 театральных издания. В указатель включены все издания, в которых были обнаружены те или иные элементы «периодики», а именно все виды и типы газет, как обычные, выходящие ежедневно и реже, так и однодневные выпуски, листовки, стенгазеты (изданные типографским способом или стеклографированно), разнообразные рекламные листки, программы, либретто, проспекты, афиши, выходящие периодически (за исключением разовых летучек-афиш), приложения-вкладки и т. д.
Не включены в указатель издания такого типа, как, например, сбор¬ники, выходящие под одним общим названием серии, но в отдельности являющиеся самостоятельной книгой. Например, серия «Детский театр» выходившая в Петербурге в 1915 г. под редакцией Н. Новича, серия пьес на польском языке, выходившая в 1834—1841 гг. под названием «Teatra warszawskie», и т. д.
Как отмечает Вишневский, значительно труднее обстояло дело с отбором изданий по их содержанию: «Ограничиться выборкой только изданий, специально посвященных театру и другим зрелищным искусствам, было невозможно, т.к. многие издания, не имевшие ни в заглавии, ни в подзаголовке никаких указаний на их принадлежность к театру, в действительности оказались самыми настоящими театральными изданиями или изданиями, в которых театральный отдел занимал одно из главных мест. Например, «Мечта» — литературно-художественный журнал, выходивший в Петербурге в 1913—1914гг., и др. Но можно назвать немало изданий, которые носили театральный за¬головок или имели такое указание в подзаголовке, но в действительности к театру либо не имели никакого отношения, либо очень отдаленное. Например, газета «Эхо спорта и театра», выходившая в Петербурге в 1910 -1912 гг., в действительности же, кроме своего заголовка, не имела никакого отношения к театру; сборник «Новейший Российский театр» (СПБ, 1868) в действительности был юмористическим сборником пародий и шаржей» [11].
Библиографическое описание в справочнике Вишневского состоит из следующих данных: заголовка; подзаголовка; времени и места издания; фамилий редакторов и издателей; количества выпущенных томов; дат выхода первого и последнего номера; сведений о языке, на котором печатался текст издания; сведений о приложении издания; ссылок по истории возникновения, прекращения, возобновления издания; особых примечаний. Кроме основного алфавитного списка изданий в справочнике даются: систематический и топографический указатели, указатели имен, библиотек и книгохранилищ, алфавит названий театральной периодики. Справочник В. Вишневского является наиболее полным специальным ретроспективным указателем по театральной периодической печати. Значение его для изучения дореволюционной театральной периодики весьма велико.
Советский период долгое время не отражался в библиографических изданиях по периодической печати. Перечни, каталоги, указатели ежегодно обновлялись, но это были только списки, далекие от библиографического исследования. Первый ретроспективный указатель по советской периодике начал выходить в свет с 1955 года. Это десятитомное издание («Периодическая печать СССР 1917–1949 гг. Библиографический указатель. Журналы, труды и бюллетени…» В 10 томах. М., 1955–1963 гг.). представляет собой сводный библиографический указатель журналов, трудов, ученых записок, известий, бюллетеней и др. периодических изданий, выпущенных в СССР за указанный период времени на всех языках.
Недостатками этого указателя является отсутствие хронологического списка, данных по тиражу изданий и необоснованное деление по отделам.
С 1950 г. Всесоюзная книжная палата начала публиковать полные списки советских периодических изданий один раз в пять лет. Первый из этой серии – справочник «Летопись периодических изданий 1950-1954 гг.» содержит перечень советских периодических изданий, выходивших в СССР в указанный период. Затем вышли в свет «Летописи периодических изданий …» за следующие пятилетки: 1955-1960, 1961-1965, 1966-1970, 1971-1975 и т.д.
Единственным специализированным библиографическим изданием по советской театральной периодической печати является вторая часть справочника В. Вишневского «Театральная периодика. 1917–1940» (М., 1941). В справочник включены многочисленные бюллетени и другие издания театральной информации. Он структурирован по той же системе, что и первая часть издания.
Следующий вид вспомогательных изданий – статистические справочники. К ним относятся ежегодники: «Печать СССР в …. году» и ряд справочников за отдельные промежутки времени (1951-1955, 1917-1954, 1917-1963 и т.д.).
В развитии библиографических и статистических материалов наблюдается стремление к полноте сведений и дифференциации.
Тем не менее, библиографические, статистические и прочие издания, посвященные журнальной периодике, имеют недостатки. Например, нельзя найти количественное и качественное состояние периодики в разные годы и исторические периоды. А это необходимо для анализа развития театральной печати. До 1955 г. отсутствуют данные по тиражу изданий, нет перечней имен редакторов и ряда других сведений. Встречаются неточности, различия в описании одного и того же объекта в разных справочниках.
Нет сомнения в том, что театральная журналистика нуждается в полном, едином ретроспективном справочнике, структурную основу которого мог бы составить упомянутый выше указатель В. Вишневского с добавлением сведений по тиражу и хронологического списка изданий с распределением по годам.
Таким образом, научная литература по истории и теории театральных журналов весьма немногочисленна и не содержит целостного анализа этих объектов как социального явления. Разрозненные сведения о журналах по театру разбросаны по всевозможным историческим, библиографическим, книговедческим и лингвистическим работам. Подробных ретроспективных исследований специальных театральных журналов с позиций журналистской типологии до настоящего времени не проводилось.
Виктор Борзенко
|