Василий Павлович Аксенов, лидер «молодой прозы» 60-х гг. прошлого века, автор нашумевших романов «Ожог» и «Остров Крым», кумир «шестидесятников», отметил свой юбилей — 20 августа ему исполнилось 70!
Василий Аксенов родился 20 августа 1932 года. Его отец был партийным работником, которого репрессировали вместе с женой, Евгенией Гинзбург (автором книги о сталинских репрессиях «Крутой маршрут»), когда Василий был еще совсем малышом. Из детдома для детей «врагов народа» пятилетнего мальчика забрала сестра. Когда Е. Гинзбург отправили на поселение в Магадан, сыну было уже 16, и он последовал за ней. В 1956 году Василий Аксенов закончил медицинский институт и до 1960 года работал врачом, печататься начал в 1959 году.
Первая же его повесть «Коллеги», напечатанная в журнале «Юность», вызвала широкий резонанс среди читающей публики и сделала начинающего автора популярным. Вскоре Аксенов переработал ее для сцены, а позже повесть была экранизирована. Успех молодого прозаика закрепили романы «Звездный билет» (1961) и «Апельсины из Марокко» (1963). Он стал признанным лидером так называемой «молодежной прозы» 60-х гг., которая имела свой собственный стиль, свои особенности, в которой тогдашняя литературоведческая критика отмечала «косвенно-прямую речь», «нарочитое слияние авторской речи с речью героя». В 60-е вышли также произведения «Местный хулиган Абрамашвили», «Товарищ красивый Фуражкин», «Жаль, что вас не было с нами», «Затоваренная бочкотара», сделавшие автора кумиром «шестидесятников». Он ввел в литературу новый, близкий им по духу тип героя: описал человека, не связанного идеологическими догмами.
Этапной в творчестве писателя становится повесть «Поиски жанра» (1972). Ее герой, фокусник Павел Дуров, путешествует по стране для того, чтобы понять, кому и для чего нужен его жанр и нужен ли вообще. Поиск жанра у него оказывается сопряженным с поиском чуда.
В это же время В. Аксенов в соавторстве с Д. Горчаковым и Д. Поженяном пишет роман-пародию на шпионский боевик «Джин Грин — Неприкасаемый» под общим псевдонимом Гривадия Горпожакса, переводит с английского роман Э.Л. Доктороу «Рэгтайм». В 1975 году писатель публикует роман «Ожог». Несомненной находкой в нем является образ главного героя, который, с одной стороны, представляет собой пять разных персонажей, а с другой, оказывается как бы «единым в пяти лицах». Повествование ведется поочередно от лица каждого из пяти, а один и тот же эпизод описывается по-разному устами каждой ипостаси героя.
Еще одним крупным произведением В. Аксенова стал «Остров Крым» (1979). В его основе – фантастическая ситуация, в которой Крым не полуостров, а остров, оставшийся не завоеванным большевиками. На нем развивается русский капитализм. Но в конце концов Советская власть добирается и туда; жители острова приветствуют воссоединение страны, не осознавая, какими последствиями это для них обернется.
1979 год – поворотный в судьбе писателя. Он стал одним из авторов и главных составителей альманаха «Метрополь», выпущенного в обход цензуры. В альманах, помимо пьесы Аксенова «Четыре темперамента», в которой ставится вопрос о существовании человека после смерти, вошли произведения Битова, Искандера, Вознесенского, Ахмадулиной, Высоцкого, Алешковского, Горенштейна и др. Выход «Метрополя» стал поводом для резких нападок на писателя со стороны властей, которые усмотрели в нем попытку вывести литературу из-под контроля государственной идеологии.
В декабре 1979 года писатель вышел из Союза Писателей, а в июле 1980 выехал в США, где и узнал о лишении его и жены советского гражданства. Такая же судьба постигла и некоторых других авторов альманаха. Аксенов поселился в Вашингтоне, где продолжил литературную деятельность. В 1989 году он пишет на английском языке роман «Желток яйца», который сам же переводит на русский язык. Сюжет основан на вымышленном факте обнаружения дневника Достоевского. Вокруг этого апокрифического документа и вращаются приключения героев: профессора, спецагента ФБР и полковника КГБ.
В 1992 году писатель завершает работу над романом «Московская сага» о трех поколениях семьи русского врача. К новейшим произведениям относится книга «Новый сладостный стиль» (1998), написанная в жанре размышления о внутреннем и внешнем состоянии современного человека.
Надеемся, что за ней последует еще немало значительных и интересных произведений!