Алексей Свирский, 8 октября.
«Пособием» по литературному мастерству стали для него «Записки из мертвого дома» Ф.М.Достоевского, прочитанные в тюрьме.
8 октября 1865 года родился Алексей Иванович Свирский.
В бедной еврейской семье родился мальчик — то ли в Петербурге, то ли в Житомире. Мальчика нарекли Шимон-Довид Вигдорос. Семья жила в нищете, а к восьми годам мальчик уже потерял родителей, став житомирским беспризорником. Однако рос он любознательным — изучать страну, в которой родился, начал с 12 лет не сидя за партой, а с «практических занятий» — начал бродяжничать. География его скитаний была столь же велика, сколь велика страна. За почти пятнадцать лет молодой человек побывал в Крыму и Бессарабии, на Кавказе и Туркестане, в Сибири и Польше, побывал даже в Персии. Попав в Москву, где жила сестра, по ее настоянию скиталец принял крещение. Так еврейский юноша Шимон-Довид стал Алексеем Ивановичем Свирским. Оторванность от «корней», от диаспоры только усилилась, а вот опоры в жизни вряд ли прибавилось. Странствия продолжались. Работал, где придется: был грузчиком на Волге и в портах Черного моря, работал на шахтах в Донбассе, рабочим на винокурнях, на плантациях табака и хлопковых полях, тяжелый труд на кирпичных заводах тоже принадлежал таким как он. На жизненных дорогах будущий писатель встречался с разными людьми: бродягами и промысловыми нищими, честными рабочими и мелкими авантюристами. Однажды любознательного юношу свела судьба с человеком, который, сам того не подозревая, изменил судьбу юноши. Свирский побывал примерно в 32 тюрьмах, иногда сам приходил в полицейский участок и заявлял об отсутствии у него паспорта, чтобы хоть как-то пережить зиму. Вот так однажды, уже в двадцатитрехлетнем возрасте, у Свирского появился учитель грамоты — им стал помощник тюремного надзирателя. Образы, темы для своих произведений Свирский черпал из окружавшей его среды, нехватки в драматических и трагических сюжетах не было. В 1892 году в газете «Донская пчела» публикуются стихи Свирского «Ростовским поэтам». Несколько позже в газетах «Ростовские-на-Дону известия», «Донская пчела» и «Приазовский край» стали публиковаться его репортажи и заметки, фельетоны и очерки. Литературная деятельность продолжилась циклами «Ростовские трущобы» и «Тюремные очерки» (1893г.) В критических статьях отмечалась похожесть героев Свирского с героями ранних произведений М.Горького. Существенное отличие в том , что он не романтизирует своих героев — обитателей «дна». Автор акцентирует бесполезность благотворительных попыток, так как одним из следствий люмпенизации является деградация личности. В среде бродяг, преступников, босяков существуют свои специфические законы, они не писаны, но твердо исполняемы. Нравы и обычаи «естественного» отбора, арестантский фольклор — тщательно исследуется и демонстрируется. С 1896 года писатель живет в Петербурге. Здесь интерес его привлекает новая тема — в газетах «Русь», «Новости», «Петербургский листок», в «Биржевой газете», журналах Родина», «Всходы» появляются очерки о жизни рабочих, стоящих на грани люмпенизации, о шахтерах, пришедших на заработки из деревень (серия очерков «Углекопы»). В 1898 году увидел свет трехтомник очерков «Погибшие люди». Вновь звучит тема отверженных — читатели посещают вместе с автором подвалы, ночлежки и вертепы. Знакомство с Горьким открывает новую страницу в жизни писателя. Во время сотрудничества с журналом «Жизнь» публикуются лучшие рассказы Свирского: «Подаяние», «Мишка-свистун», «Смертная казнь» (1900г.), «Бунт» (1902г.), «Зверь» (1910г.), «Там, внизу» (1912г.), повесть «Преступник» (1900г.). «Записки рабочего» (1906г.), рассказ «Депутат» (1905г.). Талант Свирского-драматурга проявился в пьесе «Тюрьма» (1901г.), инсценированной в Петербургском Малом театре в 1906 году, а в течение следующих двух лет обошедшей почти все сцены провинциальных театров. Вслед за первой пьесой написана драма «Белый ангел» (1908г.), совместно с А.И.Куприным — «На покое» (1908г.), комедии «Заратустра села Будникова» и «Дьявол». В 1918 году Свирский становится членом большевистской партии. «Советская Родина в опасности!» — прозвучал призыв, и в ответ на него пятидесятитрехлетний писатель добровольцем уходит в Красную Армию. На должности начальника театрально-клубного отдела пишет сатирические куплеты для художественной самодеятельности, активным организатором которой сам и является. С 1922 года писатель живет в Москве, работает в культурно-просветительных организациях — преимущественно на административно-хозяйственных должностях. Литературную деятельность однако он не прекращает. В это время написаны рассказы «Стальное сердце», «Феликс», «Хорошее время». Писатель не мог остаться в стороне от борьбы с беспризорностью — гонорары от публикаций своих произведений Свирский перечисляет на организацию и содержание детских домов. «Книгой человеческой печали» называет Свирский автобиографический роман «История моей жизни», над которым работал с 1928 по 1938 годы. Главной творческой удачей Свирского по праву считается повесть «Рыжик», написанная в 1901-02 гг. о скитаниях маленького беспризорника. Повесть объединяет вокруг себя рассказы «Дети улицы», «Первый выход», «Тряпичники», «Силач», «Вор», «Искатели янтаря», написанные в начале двадцатого века. Развенчивая романтику бродяжничества, показывая гибельность «дна», Свирский говорит о необходимости человека бороться за свою жизнь, быть нужным людям — герой повести, фокусник, умирая, говорит: «Не надо так жить. Пойми мы около жизни ходили, а в середине ее не были… Трудись… Будь полезен другим… Вот счастье… Шататься не надо…». Умер Алексей Иванович Свирский в декабре 1942 года.
|