Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Иван Аксаков, 8 октября

    08.10.2010 13:09 0 комментариев
    Tweet
    Серф
    8 октября 1823 года родился Иван Сергеевич Аксаков, русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства.
     
    Иван Сергеевич Аксаков
     
    8 октября 1823 года родился Иван Сергеевич Аксаков.

    Иван Сергеевич Аксаков родился 8 октября (26 сентября ст.с.) 1823 г. в с. Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Сын  С. Т. Аксакова, брат К. С. Аксакова. В 1826-1838 гг. с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование. После окончания петербургского Училища правоведения в 1842-1843 гг. служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената (в 1847-1848 его обер-секретарь), в память об этом периоде написана мистерия «Жизнь чиновника» (1843; опубликовано в 1861 г. в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы (которую, однако, сам Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге, Петербурге и Ярославской губернии до своего прошения об отставке в феврале 1851).

    В 1852 г. в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Н. В. Гоголя. В марте 1853 г. рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном устройстве. Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и был подвергнут полицейскому надзору. В 1855-1856 гг., во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское ополчение (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя по Европе, в Лондоне Аксаков встречался с А.И.Герценом, который, позднее разойдясь с ним из-за поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись…». По возвращении в Москву Аксаков стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а в 1858-1859 гг., после снятия запрета на редакторскую деятельность, — фактическим редактором журнала А. И. Кошелева «Русская беседа».

    С этого времени Аксаков — ведущий славянофильский публицист, принявший тезис о «нравственном равновесии» в Древней Руси и призывавший к формированию в России «общества» — всесословной «среды», одухотворенной внепартийным «народным сознанием», упраздняющей «ненародную» дворянскую интеллигенцию — придаток государственного аппарата — и распространяющей его привилегии «на все сословия». Был издателем-редактором московских газет «Парус» (1859), «День» (1861-1865), «Москва», «Москвич» (обе 1867-1868), «Русь» (1880-1886), столь часто преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Аксакова называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». В конце 1850-х годов он сблизился с московским купечеством (с И.Ф. и Н.Ф.Мамонтовыми и известным издателем К. Т. Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания).

    В 1857-1878 гг. Аксаков — глава Московского славянского комитета (снят с поста и выслан из Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878 г., согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции), По мнению Аксакова, это ущемило интересы России после окончания Русско-турецкой войны. В 1870-1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому времени идеями панславизма, в чем признавал себя его последователем и единомышленником Ф. М. Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами; в 1869 г. — один из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита (в 1847 председатель совета его правления). Был членом Общества любителей российской словесности; в 1872-1874 его председатель. Зять (с 1866) и почитатель Ф. И. Тютчева, автор биографического очерка «Федор Иванович Тютчев» (1874). В нем он развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева; сам был автором медитативной и проникнутой славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских изданиях («Москвитянин», «Московский литературный и ученый сборник на 1847 год», «Московский городской листок» и т.п.): Мы все страдаем и тоскуем, Странным чувством объята душа, Русскому поэту, Клеймо домашнего позора, Усталых сил я долго не жалел, а также стихотворного рассказа «Зимняя дорога», «Поэтическая вольность» (1845) и неоконченной поэмы «Бродяга» (1846-1850), оказавшей влияние на поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    В 1860-1880-е годы Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К. С. Аксакова и А.С.Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 г. невозможно, и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных разделений сословий» и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма.

    Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: «Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого… государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней». В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею «общества». На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила — «общество», «народ самосознающий» — по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом. «Общество, — утверждал Аксаков, — объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что «общество» оказалось «бессильным», неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию. Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, «отрешенное от нравственного начала».

    Умер Аксаков в Москве 8 февраля (27 января ст.с.) 1886 г.

    По материалам энциклопедии «Кругосвет»


    Аксаков биография

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved