12 ноября 1954 года родился Юрий Михайлович Поляков, поэт, писатель, публицист, главный редактор «Литературной газеты»
Юрий Михайлович Поляков родился 12 ноября 1954 г. в Москве, в рабочей семье. Отец — Поляков Михаил Тимофеевич, электромонтер. Мать — Полякова Лидия Ильинична, технолог. Супруга — Полякова Наталья Ивановна, программист. Дочь — Полякова Алина Юрьевна, филолог. По отцовской и материнской линиям Ю. Поляков происходит из рязанских крестьян, обосновавшихся в Москве в годы индустриализации. Отец родился в селе Деменьшино Пронского уезда, мать — в селе
Гладкие Выселки Михайловского уезда Рязанской губернии). Окончив в 1976 г. Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, Поляков служил в Советской армии в ГДР, работал учителем русского языка и литературы, инструктором в райкоме комсомола. С 1979 по 1986 год — сотрудник газеты Московской писательской организации «Московский литератор» (с 1981 г. — главный редактор). В 1981 г. Поляков защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Творческий путь Г. К. Суворова: к истории фронтовой поэзии». В том же году он был принят в Союз писателей СССР.
Юрий Поляков начинал свою литературную деятельность как поэт. Первая книга стихов «Время прибытия» с предисловием поэта В. Н. Соколова вышла в 1980 г. в издательстве «Молодая гвардия». В эти же годы Поляков выступает как литературовед, публикует статьи о поколении поэтов-фронтовиков. В 1983 г. выходит его литературоведческая книга «Между двумя морями».
В конце 1970-х — начале 1980-х гг., будучи успешным представителем молодой литературы, Поляков начинает писать прозу, по своей тематике и идейной направленности оппозиционную официальной идеологии. В 1980 г. он закончил повесть «Сто дней до приказа», где впервые в советской литературе поднял тему неуставных отношений в армии — «дедовщины». В 1981 г. Поляков пишет повесть «ЧП районного масштаба». В центре внимания — деформированная нравственно-психологическая атмосфера комсомольского аппарата. Опубликованная в январе 1985 г. после четырехлетнего цензурного запрета в журнале «Юность», эта повесть вызвала общесоюзную дискуссию и в определенном смысле явилась предвестницей еще не начавшейся перестройки.
В 1986 г. «Юность» публикует новую повесть писателя — «Работа над ошибками», посвященную еще одной болезненной теме — школе, проблеме взаимоотношений учителей и учеников. Автор показывает, как в условиях кризиса советской идеологии нарушается нравственная преемственность и углубляется отчуждение между поколениями. Наконец, в 1987 г. в «Юности» после семилетнего противостояния с военной цензурой выходят «Сто дней до приказа», которые оказываются в центре бурных общественных дискуссий периода «гласности».
Начиная с повести «Апофегей» (впервые в журнале «Юность», 1989) в творчестве Полякова появляются новые черты. Он заметно отходит от принесшей ему популярность социальной тематики, больше сосредотачиваясь на внутренней жизни героев. Это заметно обогатило художественную палитру писателя. Кроме того, в «Апофегее» намечается типичное для последующих сочинений писателя сатирическое изображение разрушительного российского либерализма.
Повесть «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991) развивает эту тенденцию. В то время когда многие его собратья по перу были заняты дозволенным разоблачением предыдущего периода истории, Поляков одним из первых попытался взглянуть на уходящую советскую натуру с добрым, ностальгическим юмором, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей. В тот же период оформляется творческий интерес Ю. Полякова к заметно набравшему силу в начале 1990-х годов постмодернизму.
В повести «Демгородок» (1993) автор совмещает политическую сатиру, антиутопию, детектив, литературную пародию и любовную драму. С позиций просвещенного патриотизма Поляков дает глубокий и нелицеприятный анализ происходящих в России духовных и социально-политических процессов. Его статьи отличаются афористичностью, эмоциональным накалом, полемической заостренностью и неизменно вызывают широкий общественный резонанс. Свою публицистику автор объединил в две книги: «От империи лжи — к республике вранья» (1997) и «Порнократия» (1999).
В одной из самых своих популярных книг — романе-эпиграмме «Козленок в молоке» (1995) писатель дает сатирическую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные «таланты» в литературе. Шире этот роман воспринимается как злая сатира на пореформенный период российской истории. «Козленок в молоке» интересен как художественно состоявшаяся попытка совместить принципы реализма с достижениями постмодернизма. Повесть «Небо падших» (1998) посвящена так называемым «новым русским». Автор одним из первых создает убедительный образ «страдающего победителя», современного «Фому Гордеева», показывая, как разрушает душу бизнес, построенный на ограблении своей страны.
Наиболее значительным произведением Полякова в ушедшем веке стал роман «Замыслил я побег…» (1999), представляющий собой своего рода семейную сагу и охватывающий 30 лет жизни страны. Сложный по композиции и мысли, роман написан ярко, остроумно и стал чрезвычайно популярен. Продолжением этой темы стал новый роман Юрия Полякова — «Грибной царь» (2005).
В 2001-2004 гг. Поляков опубликовал цикл «Плотские повести» (журналы «Смена», «Нева», «Наш современник»), посвященный проблемам современной семьи. Он так же активно работает как драматург, его пьесы «Контрольный выстрел», «Халам-Бунду», «Козленок в молоке», «Хомо эректус» и другие идут в российских и зарубежных театрах и пользуются зрительским успехом.
По произведениям Полякова сняты фильмы: «Работа над ошибками» (1987), «ЧП районного масштаба» (1988), «Сто дней до приказа» (1989), «Левая грудь Афродиты» (1999), «Игра на вылет» (2000), «Замыслил я побег…» (2003), «Козленок в молоке» (2003). Ю. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1997), а также автором оригинальных сценариев, по которым сняты ряд фильмов и сериалов. Произведения Полякова переведены на многие языки стран ближнего и дальнего зарубежья. Его проза включена в школьные и вузовские курсы современной российской литературы. С 2001 г. писатель возглавляет «Литературную газету», которая, отказавшись от либеральной моноидеологии, пытается восстановить единое идейно-эстетическое пространство российской литературы. Живет и работает в Москве.