Что читать зимой: нон-фикшн
Портал «Новости литературы» публикует обзор лучших новинок зимы в жанре нон-фикшн.
Джон Уоллер «Правда и ложь в истории великих открытий», издательство «КоЛибри», 2011
В истории науки множество мифов. Их герои, великие ученые, — настоящие рыцари чести, бескорыстные, благородные, жертвующие во имя науки всем, что у них есть. Но насколько мифы соответствуют истине?Известный английский историк науки Джон Уоллер (р. 1972г.) рассказывает, основываясь на исследованиях современных ученых, о том,как на самом деле совершались великие открытия. Перед читателем разворачиваются человеческие драмы, полные борьбы идей, амбиций,честолюбий, и эти драмы не менее увлекательны, чем самые необыкновенные мифы.
Поль Моран «Аллюр Коко Шанель», издательство «Лимбус Пресс», 2010
В книге известного французского писателя Поля Морана – одной из наиболее привлекательных среди созданного им – сменяют друг друга портреты Сергея Дягилева, Игоря Стравинского, Миси Серт, Эрика Сати, Сержа Лифаря, Жоржа Орика, Раймона Радиге, Жана Кокто, Пабло Пикассо, герцога Виндзорского, Черчилля и др.
Но главный персонаж волшебной прозы такого великолепного рассказчика – это сама Коко Шанель. Текст складывался из записей ежедневных бесед автора с этой ускользающей, таинственной и необычайно творчески одаренной женщиной. Не случайно Андре Мальро как-то заметил, что «Шанель, генерал де Голль и Пикассо – самые значительные фигуры ХХ века». Французские критики восторженно восприняли публикацию книги в 1976 году, назвав ее «книгой-праздником, воплощением изысканного искрящегося наслаждения». Знаменитый кутюрье Карл Лагерфельд, на протяжении многих лет возглавлявший модный дом «Chanel», осенью 1996 года создал 63 иллюстрации к тексту Поля Морана, которые вошли в новое издание книги. Издание сопровождается рисунками Карла Лагерфельда.
Борис Рогинский «Пцу-Пцу: Литература. Кино. Фотография. Школьный конкурс», издательство «Новое литературное обозрение», 2011
Из этой книги читатель может узнать, как проза Юрия Тынянова повлияла на романы Юрия Домбровского и почему Юрий Домбровский называл прозу Юрия Коваля «жестоким рентгеном»; за что Венедикт Ерофеев любил Василия Быкова и почему интеллектуалы не любят сказку о курочке Рябе; хорошим ли педогогом был Виктор Клемперер и послушным ли сыном — Анджей Вайда; чем волчья побежка заинтересовала Беллу Улановскую и чем Александр Галич близок Шарлю Бодлеру…
Книга петербургского критика Бориса Рогинского — о литературе, о кино и фоторгафии, о том, как современные школьники видят историю XX века.
Дмитрий Быков «На пустом месте», издательство «Лимбус Пресс», 2011
В книгу известного писателя, публициста, поэта, колумниста и телеведущего Дмитрия Быкова вошли статьи, написанные им в период с 2002 по 2007 годы. Темы этих статей охватывают все сферы нашей жизни от политики и культуры до масс-медиа и попсы. Нам остается лишь удивляться широте интересов, работоспособности и творческому темпераменту автора.
Парисула Лампсос «Непокоренная. Моя жизнь с Саддамом Хусейном». Издательство «Рипол Классик», 2010
Парисуле Лампсос было всего шестнадцать лет, когда судьба свела ее с Саддамом Хусейном. Эта встреча оказалась для нее роковой. Состоятельные родители прочили своей единственной дочери другое будущее, но Парисула не смогла устоять перед обаянием самого влиятельного мужчины в Ираке. Тридцать лет Парисула Лампсос провела рядом с одним из самых жестоких тиранов в истории двадцатого века, прежде чем ей представился шанс сбежать. История этой сильной и страстной женщины, которой всю жизнь пришлось расплачиваться за то, что она выбрала не того мужчину, предстает на фоне событий, происходивших в те годы на Ближнем Востоке.
Алексей Рыбин «Майк: время рок-н-ролла», издательство «Амфора», 2010
«Рок в наших краях появился практически тогда же, когда и во всей остальной обитаемой вселенной. Одна лишь беда: все местные коллективы специализировались на исполнении чужеземных песен; произведения на русском языке были не в чести. И вообще, большая часть людей была уверена, что русский язык и рок-н-ролл несовместимы. У юноши по имени Майк за душой была только плохонькая акустическая гитара, но рок-н-ролл он знал и обожал как никто другой. Он с самого начала держался и мыслил как звезда рок-н-ролла, неизъяснимой судьбой закинутая на промышленные окраины Петербурга. Мы познакомились с ним в конце 70-х, уверили друг друга, что на русском языке петь нужно и должно, а потом встречались у него на кухне и, подкрепляясь черным чаем, под дым «беломора» только что написанные песни.
Как и в случае с западным рок-н-роллом, теперь даже сложно себе представить, какое впечатление тогда производили эти песни на людей, чьи уши были отягощены звуками советской эстрады».
Борис Гребенщиков
Бидиша «Боже, храни Италию. Наблюдая за венецианцами», издательство «Рипол Классик»,2011
Город, словно постоянно захлебывающийся набегающей волной. Город, превращенный в миф. Город, который мы видим глазами восторженных туристов — с парадного фасада. Уроженке Лондона, молодой английской писательнице с индийскими корнями по имени Бидиша, чей дневник станет для вас своего рода путеводителем, довелось столкнуться с Венецией реальной. Вместе с ней по широким каналам и узеньким змеящимся улочкам, по заполненным многоликой толпой площадям и таинственным залам старинных палаццо, по ступеням древних лестниц и пролетам мостов вы отправитесь на поиск тайн, секретов и загадок города Любви. Остроумно и изящно описывает Бидиша свое знакомство со сливками венецианского общества на светских вечеринках, делится удовольствием от поедания крошечных местных пирожных в маленьких венецианских кофейнях, берет вас с собой на ежедневные утренние пробежки, рассказывает о грубости и предрассудках здешнего общества, скрытых под маской внешней воспитанности и утонченности.
Люк Болтански, Эв Кьяпелло «Новый дух капитализма», издательство «Новое литературное обозрение», 2011
Капитализм процветает, общество деградирует. Однако истинный кризис — не в кризисе капитализма, а в кризисе его критики. Зачастую привязанная к устаревшим аналитически схемам, критика содействует тому, что протест сводится к защитным реакциям, которые были в той или иной степени эффективны в прошлом, но совершенны не приспособленны к новым формам современного капитализма.
Известные социологи Эв Кьяпелло и Люк Болтански анализирует этот кризис, начиная с самых его истоков. По мнению его исследователей, новый дух капитализма восторжествовал благодаря удивительному по своему характеру усвоению «художественной критики» капитализма — той критики, которая после майских событий 1968 года только и делала, что разоблачала капиталистическое отчуждение. В то же самое время «социальная критика» проморгала рождение неокапитализма. И этот «недосмотр» пытается ликвидировать описание «нового духа капитализма».
Анатолий Ливри «Физиология Сверхчеловека или Введение в третье тысячелетие. Ливри, Пушкин, Ницше, Булгаков, Набоков, Достоевский — жрецы Диониса», издательство «Алетейя», 2011
Погружаясь в утонченную сложность Сверхчеловека и раскрывая ее, Автор вводит читателя в философию Третьего Тысячелетия, черпая примеры из русской литературы, попутно делая серию открытий в творчестве Набокова, Булгакова, Мандельштама.
Пьер Декс «Повседневная жизнь сюрреалистов», издательство «Молодая гвардия», 2011
Сюрреалисты, поколение Великой войны, лелеяли безумную мечту «изменить жизнь» и преобразовать все вокруг. И пусть они не вполне достигли своей цели, их творчество и их опыт оказали огромное влияние на культуру XX века.
Пьер Декс воссоздает героический период сюрреалистического движения: восторг первооткрывателей Рембо и Лотреамона, провокации дадаистов, исследование границ разумного. Подчеркивая роль женщин в жизни сюрреалистов и передавая всю сложность отношений представителей этого направления в искусстве с коммунистической партией, он выводит на поверхность скрытые причины и тайные мотивы конфликтов и кризисов, сотрясавших группу со времен ее основания в 1917 году и вплоть до 1932 года — года окончательного разрыва между двумя ее основателями, Андре Бретоном и Луи Арагоном.
В.П. Филимонов «Андрей Тарковский. Сны и явь о доме», издательство «Молодая гвардия», 2011
Крупнейший режиссер ХХ века, признанный мастер с мировым именем, в своей стране за двадцать лет творческой деятельности он смог снять лишь пять фильмов. Не желая идти ни на какие компромиссы с властями, режиссер предпочел добровольное изгнание — лишь бы иметь возможность оставаться самим собой, говорить то, что думал и хотел сказать. Может быть, поэтому тема личной жертвы стала основным мотивом его последнего фильма. Рассказ о жизни гениального режиссера автор сопровождает глубоким и тонким анализом его фильмов, что позволяет читателю более полно понять не только творчество, но и неоднозначную личность самого мастера.
Д. Гилмор «Что сказал бы Генри Миллер…», издательство «Рипол Классик», 2011
Кто может стать лучшим учителем для собственного сына? Только безработный кинокритик, ни секунды не задумываясь, скажет, что это КИНО. Сын ненавидит школу? Можно ее бросить. Но при этом он должен смотреть три фильма в неделю. Из тех, что выберет его отец. «Бешеные псы» и «В джазе только девушки», «Завтрак у Тиффани» и «Последнее танго в Париже», «Крестный отец» и «Основной инстинкт», «Ребенок Розмари» и «Римские каникулы», Франсуа Трюффо и Акира Куросава, Мартин Скорсезе и Брайан де Пальма… Фильмы, долгие разговоры о жизни и сама жизнь: романтические драмы, ветреные подружки, трагические разрывы и душевные муки. Все то, что бывает только в кино.
Жак ле Гофф «Герои и чудеса средних веков», издательство «Текст», 2011
Новая книга непревзойденного знатока и исследователя культуры Западной Европы Жака Ле Гоффа (р. 1924) об интереснейших деталях средневековой европейской жизни.
Жак Ле Гофф исследует само средневековое представление о жизни, ее героях — рыцарях без страха и упрека или благородных разбойниках; о местах, с которыми у нас связано представление о Средневековье, о фантастических существах, нашедших отражение в мрачноватом и влекущем мире старинных легенд. Кафедральные соборы, рыцари, любовь (Тристан и Изольда), игры и зрелища (жонглеры, трубадуры и труверы), необыкновенные женщины, балансирующие между Богом и Сатаной (Мелюзина, папесса Иоанна, Изольда, валькирия)… Эпоха Средневековья сотворила героев и чудеса, которым суждено будет еще долгие века заставлять людей мечтать.
Владимир Руга, Андрей Кокорев «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала ХХ века», издательство «АСТ», 2011
Вам интересен образ москвича начала ХХ века? Описание его окружения, жилья, отдыха? Эта книга уникальна в своих подробных рассказах и эксклюзивных иллюстрациях. Именно в этот период стали широко входить такие новшества, как дома-«небоскребы», электричество, телефон, трамвай, автомобили.
|