Адриан Форти «Объекты желания»
Книга весом в полтора килограмма, отличающаяся повышенной толщиной страничек, особым качеством печати и несоответствием желаемого удовольствия от чтения действительному.
Адриан Форти — исследователь дизайна «старого» образца. Книга «Объекты желания. Дизайн и общество с 1750 года» была впервые издана еще двадцать пять лет назад, так что в ней можно не ожидать дифирамбов продукции Apple и IKEA. Речь пойдет о другом дизайне — древнем (если не сказать дремучем). Адриан Форти поставил своей целью изучить происхождение дизайна и его связь с обществом. Получился достаточно занятный, но местами слишком затянутый и политизированный рассказ.
Отдельных слов заслуживает издание книги. Вы можете представить себе книжку весом полтора килограмма? Нет, она не отлита из стали, она напечатана на бумаге плотностью 120 грамм на квадратный метр — это ватман. Все, от форзаца до последней точки в книге сделано с невероятной любовью и изяществом. За такое качество книге можно простить даже ее огромную (по современным книжным меркам) цену — 1400 рублей без доставки. И электронной версии, как понятно, нет и не предвидится. Впрочем, давайте узнаем, что у нее внутри.
О чем
«Объекты желания» — это археологические исследование дизайна. Форти подробно рассказывает о том, как создавалась и видоизменялась индустрия дизайна с самого своего появления и формирования. Вы сможете прочитать о секретах изготовителей фаянсовой посуды, о том, почему производители ткани печатали только несколько рисунков из тысяч имеющихся и постоянно их меняли, о том, как электричество разорило швей и краснодеревщиков (хотя должно было обогатить их).
Большим минусом изложения является то, что очень часто и много Форти подходит к философии дизайна и его истории с точки зрения марксистско-ленинистской теории. Вы будете постоянно читать об угнетении рабочего класса, оскале капитализма и прочих вещах. Быть может, в 80-х годах это было нормой, но сейчас читается уже без интереса.
Кому
Очень большая стоимость книги не позволяет назвать ее интересной и полезной для всех. Книгу стоит купить дизайнерам (особенно промышленным). Но если вам интересна индустрия дизайна — ищите друга с такой книжкой. Покупать ее самому для себя мы считаем нецелесообразным.
Сергей Король
|