Дина Рубина «Синдром Петрушки». Эксмо, 2010
Новая книга Дины Рубиной – многожанровая, многослойная: и детектив, и психологическая драма, и фантастическая, фантасмагорическая сказка. И мелодрама – да, безусловно; но изложенная таким ярким, насыщенным, образным языком, что от первой до последней страницы книга читается залпом.
История кукольника и его куклы рука об руку идет с историей одержимости человека своим делом и своей любовью, от дела всей жизни неотделимой. Где женщина Лиза, где кукла Эллис, и не одно ли они и то же – сомневается и прозорливый читатель, что уж говорить о герое, кукольнике Петре, привычно существующем на границе реальностей.
Основное, хотя и не единственное, место действия – вполне закономерно – Прага: город, сам собою предполагающий творение всяческих метареалистических вещей и событий. Кем, как не кукольником-гигантоманом, в конце концов, был создатель Голема – рабби Лёв бен Бецалель?.. Обо всех этих параллелях, разумеется, Рубина не забывает, мастерски вплетая их в полотно сюжета, то углубляющегося в прошлое персонажей, то выныривающего обратно, в день сегодняшний, без тени натяжки и противоречия. Можно попенять разве что за местами чересчур прозрачные метафоры: да вот хотя бы имя главного героя, не просто «Петя», а еще и «Уксусов», не слишком ли? Однако прямолинейность охотно прощаешь за многое другое: за нервное внимание к деталям, за почти осязаемые звуки, запахи, цвета, за со знанием дела вычерченную географию. Повествуя о сложных взаимоотношениях человека и куклы (и о человеке как кукле) «Синдром Петрушки» завершает своеобразную «трилогию искусств», начатую «Почерком Леонардо» (условно, о цирке) и «Белой голубкой Кордовы» (о художниках).
Вероника Шарова
|