Виктор Пелевин «Ананасная вода для прекрасной дамы»
Новую книгу российского «интеллектуала №1» Виктора Пелевина издательство сопроводило следующей аннотацией: «Война и мир» эпохи, в которую нет «ни мира, ни войны». Краткость и туманность аннотации красноречивее любых рецензий: сказать об «Ананасной воде», по большому счету, нечего.
Читавшие последний роман Пелевина «t» помнят дракона, собранного из нескольких щук – символ одновременного присутствия разных сущностей в одном, скажем, организме. «Ананасная вода» — по сути, такая же составная рыбина: несколько сюжетно разрозненных историй соединяются в единое целое с общим знаменателем в виде некоей треугольной субстанции не то света, не то тьмы, не то энергии, в которой сосредоточено бытие. Заговоры и политические интриги США и СССР, военные действия в Афганистане, лайфспринг, духовные практики и Гоа – все это проходит под привычным для Пелевина знаменем поиска Источника всего сущего.
Однако множественные интерпретации реальности, предлагаемые автором, уже не производят такого сильного впечатления, как в ранних работах Пелевина – видимо, в силу отсутствия эффекта новизны. Прибегая к опробованным мистификациям, Пелевин, как и прежде, задает читателю философско-эзотерические загадки – но, не в пример предыдущим романам, злоупотребляет разгадками, слишком легко находящимися тут же, в тексте. В результате теряется особо притягательная многоуровневость, взаимопроникновение смысловых слоев, которое так радовало, например, в «Чапаеве и Пустоте», и текст, увы, становится одномерным.
Впрочем, как и всегда, Пелевин жонглирует эрудицией, подмешивая в общий котел элементы разнообразных религий, верований и мифологий (пренебрегая разве что христианством), исторические аллюзии, литературные пародии. А придуманные им факты так ловко вписываются в социально-политическую картину последних лет, что порой кажутся правдоподобней реальности. В книге действительно много совсем свежих событий, и создается впечатление, что писатель жадно смотрел телевизор, в традициях «древних советских юмористов» выбирая самые сочные новости и вплетая их в канву своей фантасмагорической вселенной – надо отдать должное, не без изощренного мастерства.
Впрочем, вся проза Пелевина сводится как раз к тому, что «в действительности все не так, как на самом деле» (с). Говоря устами одного из персонажей повести «Операция «Burning Bush», генерала ФСБ Шмыги, читатель должен постоянно «повышать свою метафизическую боеготовность», дабы оставаться на плаву среди эзотерических умопостроений автора. Добавим, что чувство юмора Пелевину не изменяет, и его тексты смешнее текстов большинства писателей, претендующих на работу в сатирическом жанре. Да и владение слогом у Пелевина отменное – он так мастерски соединяет одну фразу с другой, что невозможно прервать движение в потоке текста, не зависимо от заинтересованности в развитии сюжета.
Можно спорить о том, является ли герой повести «Зенитные кодексы» подпольный политтехнолог Аль-Эфесби, в одиночку борющийся с военной авиацией стратегического противника, альтер эго самого Пелевина, своими текстами делающего выпады в сторону объективного зла массового сознания, но в итоге все получается, как у Олега из рассказа «Созерцатель тени»: «Смысла в лотосе, конечно, не было никакого, просто в свое время он долго учился так сидеть, и было жалко, что зря пропадает добро».
Ольга Шматко
|