Роман Сенчин «Изобилие». КоЛибри, 2010.
Роман Сенчин — это «иди и смотри» нашей нынешней действительности. Вдохновенный певец не только ничем не приукрашенной «суровой социальной реальности», но и её насыщенного и перенасыщенного раствора, который читатель и рад бы не пробовать, да никуда от него не деться – сам льется в глотку.
Сборник «Изобилие», вышедший в новой серии издательства «Иностранка», «Уроки русского» — это три с лишним десятка коротких рассказов, самый ранний из которых датирован 1993 годом. Рассказы о войне и о мире, который подчас хуже войны: там хотя бы примерно понятно, за что падаешь мёртвым лицом в траву. Даже если это и явно вымышленная гражданская война где-то на Дальнем Востоке (рассказ «Под сопкой»). А в мирной жизни все примерно так: «К Генке подходят. Двое высоких, хорошо одетых парней. С приятными лицами… Андрей коротко размахивается и крепко бьет Генку молотком по затылку раз и второй». Это «очистка города от мрази»: рассказ «Очистка» открывает книгу. А дальше – пыльные дворы, грязные подъезды, общежития: везде пьют, везде дерутся. Иногда влюбляются, но по этому поводу тоже пьют и дерутся. И вот, когда уже привыкаешь и перелистываешь страницу за страницей, будучи уверенным, что социальная реальность Романа Сенчина константна, возникает трогательное «Покушение на побег» — сон заядлого грибника за секунды до вынужденного пробуждения – или абсурдистский «Пакет с картинкой», в котором и вовсе есть нечто чуть ли не кафкианское. Но в целом, конечно, «Изобилие» — это диагноз и приговор постсоветским девяностым, таким недавним и уже обзаведшимся собственными мифами.
Вероника Шарова
|