Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Образ разъятого тела в художественном мире В. Маяковского

    24.04.2011 23:40 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Н.Г. Юрасова

    Говоря об образе разъятого тела, нельзя не учитывать концепции М. Бахтина. Ученый связывает этот образ с карнавальным развенчанием, отрицанием как частью единого амбивалентного обряда. На карнавальность Маяковского указывает сам М. Бахтин в наброске <О Маяковском> [Бахтин, 1997]. Но карнавальная традиция во многом переосмыслена поэтом, и это видно, в том числе, в образах разъятого на части тела. 

    Данный образ представлен в художественном мире Маяковского в нескольких разновидностях. 

    Прежде всего, это произведения о войне: «Мама и убитый немцами вечер» («А вечер кричит, / безногий, безрукий…»), «Хвои» («Ваш брат / теперь, / безрукий мученик…»), а также поэма «Война и мир». Здесь расчленение тела — насильственное, источником его является война. Разъятие означает смерть, и потому оценивается отрицательно.

    Однако в поэме «Война и мир» мы видим не только разъятие, но и собирание тела: «Было ль, / чтоб срезанные ноги / искали б / хозяев, / оборванные головы звали по имени?» [Маяковский, 1, 236]. То же самое происходит в трагедии «Владимир Маяковский»: «Я летел, как ругань. / Другая нога / еще добегает в соседней улице» [Маяковский, 1, 163], а также в стихотворении «Владимир Ильич!»: «Ноги без мозга — вздорны. / Без мозга нет дела. / Металось / во все стороны / мира безголовое тело. / Нас продавали на вырез. / Военный вздымался вой. / Когда над миром вырос / Ленин / огромной головой…» [Маяковский, 2, 32]. Важно, что во всех этих примерах тело обретает цельность при переходе к будущему.

    В «Трагедии» и «Владимире Ильиче» показано революционное состояние мира. Революция у Маяковского несет в себе карнавальное, амбивалентное  начало. Она разрушает все иерархии (пространственную, социальную), умерщвляет старое и помогает родиться новому. Разъятое тело не завершено, как не завершен весь мир. Однако идеалом для Маяковского является не революция, а будущее, которое мыслится как завершение времени. Именно поэтому при переходе к будущему тело должно преодолеть свою разрозненность. В будущее может войти только целостный человек. К слову, вариантом этого мотива является объединение людей в коллектив: люди — разрозненные части единого коллективного тела, целостность которого восстанавливается при переходе к будущему.

    В первом действии «Трагедии» показан пороговый мир, в котором, по словам В.Н. Альфонсова, «все стоит на грани катастрофы, в предчувствии мятежа» [Альфонсов, 79]. В «Трагедии», действительно, сохраняется ряд карнавальных черт, например, пиршественные образы. В начале Пролога Маяковский-герой несет душу «к обеду идущих лет». Но далее звучит: «Я вам открою / словами / простыми, как мычанье, / наши новые души» [Маяковский, 1, 153-154]. Гибель, поглощение души связана с открытием души новой.

    По замечанию И.Ю. Иванюшиной, «вне традиции народного карнавала невозможно понять центральные образы трагедии (Человек без глаза и ноги…)» [Иванюшина, 9]. Н.И. Харджиев видит здесь влияние Ницше [Харджиев, 163]. Действительно, у Ницше читаем: «Вот что нестерпимее для моего ока — видеть человека раскрошенным и разбросанным, будто по полю брани и бойни. <…> Я брожу среди людей, словно среди обломков грядущего: того грядущего, которое провижу» [Ницше, 172]. Видимо, и у Маяковского калеки являются обломками будущего человека, т.е. это — незавершенное разъятое тело.

    Восстание вещей, видимо, открывает дорогу к будущему, поэтому тело начинает восстанавливать свою целостность: «Другая  нога / еще добегает в соседней улице» [Маяковский, 1, 163]. Однако тело так и не преодолевает свою разрозненность: во втором действии по-прежнему фигурирует Человек без глаза и ноги. Появляется здесь и мотив еды, но амбивалентность его ослаблена: «Ты поговори еще там! / Мы из тебя сделаем рагу, / как из кролика!» [Маяковский, 1, 169]. Можно сказать, что мир завершился преждевременно, отсюда — трагизм. 

    Итак, при переходе к будущему тело должно обрести недостающую ногу («Владимир Маяковский») и голову («Владимир Ильич!»). Поскольку будущее у Маяковского нередко получает пространственное выражение, предстает как некая «земля обетованная», важными оказываются и ноги, без которых невозможно полноценное, быстрое движение к будущему, и голова, без которой невозможно найти дорогу.

    «Война и мир» отличается от «Трагедии» и стихотворения «Владимир Ильич!» тем, что источником разрушения становится не революция, а война. Война — не карнавальный образ: хотя первоначально она связывается с обновлением мира («Будетляне», «Мысли в призыв»), впоследствии Маяковский отказывается от такого ее понимания. Война разрушает мир полностью, поэтому к будущему нельзя дойти, его необходимо создать. Важно, что для этого герой поэмы должен пройти через саморазвенчание, взять на себя грехи мира: «Это я, / Маяковский, к подножию идола / нес / обезглавленного младенца. <…> Сам казнится / единственный людоед». При этом его собственное тело также подвергается разъятию: «Пусть с плахи не соберу разодранные части я…» [Маяковский, 1, 231-233], и это позволяет герою обновиться самому и обновить мир: «Вот, хотите, из правого глаза / выну / целую цветущую рощу?!» [Маяковский, 1, 234]. Здесь, на наш взгляд, карнавальное начало выражено более явно. 

    В стихотворении «Прозаседавшиеся» тело также распадается на части, пополам: «В день / заседаний на двадцать / надо поспеть нам. / Поневоле приходится раздвояться. / До пояса здесь, / а остальное / там» [Маяковский, 4, 7]. Здесь распадение тела — не насильственное, а самопроизвольное, причем даже половина бюрократа сохраняет способность «заседать». Сходный случай — стихотворение «Гомперс». Здесь тело также распадается пополам, но не по горизонтали, а по вертикали: «Нога одна, / хотя и длинная, / грудь одна, / хотя и бравая. / Лысина — / половинная, / всего половина, / и то — правая» [Маяковский, 5, 142]. 

    Показательно, что Гомперс лишается именно ноги, и от этого «плетется он / у рабочего движения в хвосте» [Маяковский, 5, 145]. Он не способен к быстрому движению, поэтому будущее для него недоступно.

    Неясно, какой части тела лишаются персонажи «Прозаседавшихся». Если от них убегает нижняя часть, то это случай, близкий стихотворению «Гомперс»: тело теряет способность к движению. Однако М.А. Александрова в ходе обсуждения данного доклада высказала мысль о том, что бюрократы, напротив, лишаются верхней половины, и в этом случае мы имеем дело с характерной для карнавала заменой головы на зад.

    На наш взгляд, текст не дает оснований для однозначного истолкования этого образа. Однако в творчестве Маяковского есть пример непосредственной связи мотива заседания с образом зада — стихотворение «Нагрузка по макушку»: «Просидел / собраний двести. / Дни летят, / недели тают… / Аж мозоль / натер / на месте, / на котором заседают» [Маяковский, 9, 75]. Кроме того, в поэме «Владимир Ильич Ленин» также встречается замена лица на зад (но без разъятия тела): «Вокруг, / с лицом, / что равно годится, /  быть и лицом, / и ягодицей, / задолицая / полиция» [Маяковский, 6, 247].

    Однако, несмотря на очевидное сходство с карнавальными образами, гротеск становится здесь средством сатиры, утрачивая амбивалентность. Карнавальное действо всенародно и совершается на площади; «гротескное тело не отграничено от остального мира» [Бахтин, 1990, 33]. Бюрократы в «Прозаседавшихся», напротив, отгорожены от мира, замкнуты в своем пространстве, в которое можно только «врываться»: «Взъяренный, / на заседание врываюсь лавиной» [Маяковский, 4, 7].       

    Итак, мы выделили три группы произведений Маяковского, в которых появляется образ разъятого тела. Во-первых, это военные произведения, в которых расчленение тела — насильственное. Во второй группе («Владимир Маяковский», «Война и мир», «Владимир Ильич!») разъятое тело стремится обрести целостность, и это связано с переходом к будущему. Третья группа («Прозаседавшиеся», «Гомперс») — сатирические произведения, в которых тело распадается само собой. Карнавальное начало сохраняется у Маяковского в образе революции, в остальных же случаях оно ослаблено и переосмыслено. Видимо, поэтому в большинстве случаев разъятое тело получает отрицательную оценку.

    Литература

    Альфонсов В.Н. «Нам слово нужно для жизни…». В поэтическом мире Маяковского. Л., 1984.

    Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах. Т. 5. М., 1997.

    Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

    Иванюшина И.Ю. Творчество В.В. Маяковского как феномен утопического сознания. Автореферат диссертации… канд. филол. наук. Н. Новгород, 1992.

    Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13 томах. М., 1955-1961.

    Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., Издательство Московского ун-та, 1990.

    Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. В 2 томах. Том 2. М., 1997.   

    Грехнёвские чтения. Сборник научных трудов. Вып. 3. Н. Новгород, 2006. С. 61-64


    поэзия

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved