Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Художественное пространство и время в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение»

    24.04.2011 23:38 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Н.Г. Юрасова

    Стихотворение «Необычайное приключение» (1920) принадлежит к числу самых известных стихотворений Маяковского. Однако попытки анализа этого произведения пространственно-временном аспекте, насколько нам известно, в литературоведении не предпринимались.

    Условно стихотворение можно разделить на несколько частей; события каждой из них разворачиваются в особом хронотопе.

    Первая часть — это события, предшествующие встрече героя с солнцем (строки 1-24). Место и время действия здесь обозначено конкретно: лето, дача в Пушкино. Главная черта этого мира — неизменность: «А за деревнею — / дыра, / и в ту дыру, наверно, / спускалось солнце каждый раз, / медленно и верно. / А завтра снова мир залить / вставало солнце ало» (2;35)1. В окружающем героя мире ничего не меняется, каждый день похож на предыдущий. Меняется лишь состояние лирического героя: нарастает его злоба и раздражение.

    Пространство здесь разделено на две сферы: а) земное пространство, деревня, в которой находится герой; б) место обитания солнца — небо и «дыра» за деревней. Эти две сферы практически изолированы друг от друга, между ними проходит резкая граница: солнце движется по своей раз и навсегда заданной траектории и к земной жизни не имеет никакого отношения. 

    События второй части стихотворения (строки 25-113) — встреча и общение героя с солнцем. Происходит разрушение прежних пространственных границ: солнце, которое должно быть на небе (или хотя бы в «дыре» за деревней), оказывается на земле. Уникальность этого события не вызывает сомнений: «Гоню обратно я огни / впервые с сотворенья» (2;36). Разрушаются и временные границы — границы дня и ночи: «Болтали так до темноты — / до бывшей ночи то есть» (2;37). День и ночь становятся как бы неразличимыми.

    Важно отметить также, что общение героя и солнца многое меняет не только в мире, но и в самом герое. Он понимает, что солнце — вовсе не «дармоед, занеженный в облака», а такой же труженик, как и он сам.

    Наконец, последняя часть (строки 114-132) описывает сотрудничество героя и солнца. Интересно, что пространство здесь утрачивает свои конкретные приметы. Миссия поэта и солнца глобальна: они несут свет всему миру: «Пойдем, поэт, / взорим, / вспоем / у мира в сером хламе. <…> Светить всегда, светить везде» (2;38). Меняется и время: вместо привычной смены дня и ночи мы видим поочередное сияние двух «солнц». Такое состояние мира, видимо, осмысляется как идеальное.

    Таковы основные хронотопы этого стихотворения. Все они оказываются очень устойчивыми в художественном мире Маяковского.

    Неоднородность пространства и непродуктивность времени — черты хронотопа, который можно назвать «старым миром»; наиболее развернуто он представлен в раннем творчества Маяковского. Это мир несовершенный; он характеризуется острой конфликтностью. Борьба лирического героя с его противниками выражается в пространственных оппозициях: «земля — небо», «центр — периферия». Солнце у раннего Маяковского, как известно, является образом отрицательным. Оно часто ассоциируется с таким противником лирического героя, как буржуй («жирный»). Наиболее отчетливо это выражено в стихотворении «Я и Наполеон»: «Через секунду / встречу я / неб самодержца, — / возьму и убью солнце! <…> Вот он! Жирен и рыж! / Красным копытом грохнув о площадь, / въезжает по трупам крыш!» (1;73). Ср. также трагедию «Владимир Маяковский»: «Пухлыми пальцами в рыжих волосиках / солнце изласкало вас назойливостью овода» (1;153). В  «Необычайном приключении» солнце также первоначально воспринимается как враг — «дармоед». При этом, конечно, мир «Необычайного приключения» лишен трагизма, свойственного миру раннего Маяковского. Тем не менее можно говорить о некоей общности их пространственно-временной структуры.

    Следующее событие — сошествие солнца и его беседа и героем — по своим пространственно-временным характеристикам соотносится с хронотопом революции. Революция у Маяковского — событие, которое разрушает все существующие ранее пространственные границы. Здесь можно вспомнить и «Мистерию-буфф» (потоп смывает все страны и народы с лица земли), и поэму «150 000 000», где описывается движение губерний: «Чего полезли губерний туши / из веками намеченных губернаторами зон?» (2;121). В «Необычайном приключении» сошествие солнца также разрушает границы. Разница лишь в том, что революция всегда у Маяковского всегда стихийна и не подготовлена предшествующими событиями. В «Необычайном приключении» носителем революционного начала является лирический герой; его раздражение нарастает постепенно.

    Сошествие у Маяковского — карнавальный мотив. Обращение героя к солнцу — некая снижающая, развенчивающая карнавальная брань. Их общение можно назвать «вольным фамильярным контактом» (термин М.М. Бахтина):  «Чаи гони, / гони, поэт, варенье! <…> На «ты» мы / с ним, совсем освоясь. / И скоро, / дружбы не тая, / бью по плечу его я» (2;36-37). Революция у Маяковского всегда способствует усовершенствованию человека — не только физическому, но и идеологическому, то есть человек обретает способность различать друзей и врагов. Например, в стихотворении «Владимир Ильич!» это выражается в обретении «мировым телом» головы: «Когда над миром вырос / Ленин / огромной головой. / И земли сели на оси. / Каждый вопрос — прост. / И выявилось / два / в хаóсе /  мира / во весь рост. <…> Теперь / не промахнемся мимо. / Мы знаем кого / мети! / Ноги знают, / чьими / трупами / им идти» (2;33). То же происходит в «Необычайном приключении»: герой первоначально видит в солнце врага, а оказывается, что они могут стать друзьями, у них общие цели.

    Мотив сошествия встречается и в раннем творчестве Маяковского. Инвариантный сюжет выглядит так: герой сходит на улицу и пытается вступить в контакт с толпой, претендуя на роль ее кумира, предводителя; но толпа его отвергает, поклоняясь иным кумирам — прежде всего, тому самому ненавистному для героя «Жирному». Наиболее полно этот сюжет представлен в стихотворении «Ко всему» и в поэме «Человек». В «Необычайном приключении» сошествие, развенчание солнца не трагично; напротив, оно продуктивно, так как оборачивается новым увенчанием: «Пойдем, поэт, взорим, вспоем…» (2;38). Ср. также стихотворения «Юбилейное» (стаскивание Пушкина с пьедестала), «Тамара и Демон» (преодоление временных границ: «К нам Лермонтов сходит, презрев времена…» (6;78)) и «После изъятий» (обращение к Богу: «Зайдите ко мне как-нибудь. / Снизойдите с вашей звездной дали» (4;48)).

    Наконец, последняя часть стихотворения, изображая идеальное состояние мира, соотносится с образом (хронотопом) будущего. Будущее не часто получает у Маяковского развернутое описание, но все же можно выделить основные черты этого хронотопа. Во-первых, это однородность пространства. Как мы уже говорили, деление пространства на какие-либо локусы является у Маяковского показателем конфликтности мира, а будущее — бесконфликтно. Во-вторых, это отсутствие времени. Точнее, время не оказывает на человека губительного воздействия. В «Необычайном приключении» неощутимость времени связана с отсутствием ночи. Интересно, что здесь наблюдается явное сходство с библейским описанием Нового Иерусалима: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет» (Отк. 21;23-25). Будущее у Маяковского тоже идеально, поэтому не подвержено изменениям.

    Переход от старого — несовершенного — мира посредством революции  к идеальному миру будущего — основной для Маяковского сюжет, проходящий через все его творчество. При этом не так легко найти произведения, в которых так полно были бы представлены все три выделенных нами хронотопа. Именно поэтому можно сказать, что стихотворение «Необычайное приключение» занимает особое место в творчестве Маяковского, представляя собой своего рода «модель» художественного мира этого поэта.  

    Примечания

    1. Произведения Маяковского цитируются по изданию: Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13 томах. М., 1955-1961. Курсив в цитатах принадлежит автору статьи.

    Грехнёвские чтения. Сборник научных трудов. Н. Новгород, 2008. С. 209-212


    поэзия статьи

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved