Анна Борисова. VREMENA GODA. АСТ, 2011
В издательстве «АСТ» выходит роман Анны Борисовой «VREMENA GODA». Фабула книги на первый взгляд проста: действие происходит во Франции, в доме престарелых для весьма обеспеченных людей, куда приезжает на стажировку героиня Вера. «Времена года»- это поэтичное название заведения, в котором доживают свой век те, кому вроде бы не следует беспокоиться о материальных вопросах и самое время подумать о душе. Саму же героиню Веру особенно волнуют проблема старения: ведь девушке суждено умереть в молодости из-за редкого заболевания- аневризма базилярной артерии, – в борьбе с которым медицина просто бессильна. Поэтому возможность познать старость, зиму человеческой жизни, для Веры настоящий подарок судьбы.
Не страшит смерть и других обитателей «Времен Года». Все они прожили разную жизнь, все переживают разную старость, но для многих это не угасание, а напротив, период, максимально насыщенный событиями, переживаниями, эмоциями. Это и есть второй пласт повествования: описание внутренней жизни людей. Среди них и история основательницы дома престарелых, Мадам. Когда-то эта женщина была известным ученым, занимающимся изучением скрытых возможностей человеческого мозга. Этой проблеме она посвятила всю жизнь и теперь, по иронии судьбы, превратившаяся в «овощ». Даже опытный медперсонал считает, что мозг Мадам умер, но на самом деле эта неординарная, ярчайшая, прожившая самую необычную столетнюю жизнь личность «заперта» в беспомощном обездвиженном теле.
«Все люди, как известно, смертны и, как опять-таки известно, неожиданно смертны. Каждый представляет собой мину замедленного действия, момент взрыва которой не ведом. Авария, инфаркт, сорвавшийся тромб, псих с но жом, террорист-смертник — мало ли какая случайность или неслучайность может сыграть роль твоего персонального детонатора. За среднестатистический день на Земле умирает сто пятьдесят тысяч человек, из них треть в отнюдь не старческом возрасте.
Теоретически с любым человеком всегда может случиться что угодно. Однако мы знаем, что завод нашего часового механизма рассчитан лет на восемьдесят, и это знание помогает большинству до поры до времени не зацикливаться на неизбежном.
И Вера не стала бы зацикливаться. Характером и душевным складом (прав комплиментщик с бензоколонки) она больше походила на солнечный зайчик, а не на луны волшебной полосы. Но Верин часовой механизм был короткого действия. И еще время от времени «тикал», не позволял о себе забыть…»
|