Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Алексей Евдокимов. Слава богу, не убили. ПРОЗАиК, 2010

    03.05.2011 10:03 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Алексей Евдокимов, один из двух авторов знаковой для нулевых «Серой слизи», давно уже пустился в одиночное плавание, оставив своего соратника Александра Гарроса на берегу. «Слава богу, не убили» — его третий сольный роман. Как всегда — детектив. Как всегда — на тему «так жить нельзя». Впрочем, если вчитаться, перед нами, конечно же, антидетектив, где, собственно, и не живут, а выживают.

    Кирилл Балдаев, провинциал, пытающийся прижиться в столице, влипает в некую криминальную историю, движущие силы которой играют с главным героем, как кот (нет, как два или три кота) с мышью. Повествование, к тому же, напоминает воронку, сконструированную, не иначе, как из кругов ада. Чем дальше (глубже), тем явственнее воронка превращается в мясорубку. Пока самые разнообразные персонажи прокручиваются в этом драматургическом механизме, читателю много чего предъявят, насчет времён и нравов. От частных мыслей Кирилла («Что это за мир, — пьяновато думал он, — в котором наименее осуществимо наиболее естественное желание достойно делать достойное дело?..») до общеутвердительных суждений — в России ни от чего не зарекайся и помни: здесь девиз «кто был ничем, тот станет всем» запросто работает и в обратном направлении.

    Если почти любой детектив устроен по принципу «нарушение гармонии – восстановление гармонии», то в евдокимовcком романе гармонией в первой части этой формулы и не пахнет, а позитив второй ограничивается тем, что, в конце концов, герою с говорящей фамилией оказывается доступным лишь одно счастье – вынесенное в заголовок книги.

    Сам Алексей Евдокимов нисколько не скрывает своих тактических (да, и стратегических, если принять во внимание всё его творчество) соображений: в стране, где «все голосуют как велено и всем на всё наплевать», «читателя не так легко пронять, нужны сильные приёмы. Его надо сразу бить веслом по голове. Это эффективней. Читатель инертен и не очень хочет думать, автору просто необходимо его шокировать с первых страниц». Отсюда – «свинцовые мерзости», публицистическая заострённость, почти не придуманная, а просто сгущённая реальность.

    Ага! Но и какая-то «яга» в душе царапается. Увы, но всё, что написано Гарросом-Евдокимовым и единолично Евдокимовым после «Серой слизи», по большому счёту не живёт дольше самого процесса чтения. Сюжет там не так уж важен и быстро забывается. Язык служит «веслу» и в изящную словесность конвертируется с трудом. Идеи и образы – те же, ничего особо нового. Остаётся что? Правильно — последовательная шоковая терапия.

    Однако роман «Слава богу, не убили» (выросший, похоже, из повести «Люфт»), несмотря на верность по отношению к нему всего вышеизложенного, всё-таки шаг вперёд, так сказать, от скальпеля – к упомянутой мясорубке. И тут задевает ещё одна фраза Евдокимова, посвящённая своей новой книге, — «Это ведь не хоррор про зомби». Вот. В том-то и дело, что «не» здесь очень сомнительно.

    Реальность в романе, редуцированная до босховского гротеска и кунсткамеры с уродливыми органами государственного тела, программно бесчеловечна. Всё это верно, точно, сильно, ко времени, но, увы, сплошные «сильные приёмы» имеют свойство надоедать. Они, приёмы, бьют в читателя один за одним, без передыха, как штормовые волны (прощай, весло!) в скалы. Но человек не скала. Сначала он действительно шокирован, а потом просто устаёт, доходя не «до», а перебираясь «за» черту восприятия. В одном из интервью кинорежиссёр Андрей Смирнов как-то заметил: «Нельзя на экране убивать ребенка, это вызывает шок у любого зрителя независимо от его подготовленности. В этот момент он перестает воспринимать фильм как художественное произведение. Ты выходишь за те границы физиологии, где искусства нет».

    Можно долго спорить о границах дозволенного в искусстве, но всё же многим покажется очевидным тот факт, что Алексей Евдокимов в рецензируемом романе создал Суперприём под кодовым названием «Техасская резня бензопилой — номер такой-то», начисто пожравший всю его искренность, боль, все его благие намерения и превративший его книгу в назидательно-монотонный трэш-хоррор.

    Павел Тимошинов


    детектив роман

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved