Роман Злотников: На будущее фантастики смотрю с оптимизмом
По итогам одиннадцатой литературной конференции по вопросам фантастики «Роскон» фантастом года признан писатель Роман Злотников. Интересно отметить, что эта премия присуждается самому рейтинговому и успешному писателю-фантасту только два раза в жизни. Об этом, а также о возможных перспективах фантастики, электронных книгах, писательском методе и прочем автор «Империи», «Грона», «Берсерков» и многих других книг рассказал в интервью «Новостям литературы».
— Что для Вас литературный труд? Работа, ставшая любимым делом, или увлечение, превратившееся в работу?
Увлечение, превратившееся в работу, но продолжающее приносить кайф от самого процесса. Я всегда говорю, что сначала стал профессиональным читателем, и только потом – писателем. Что же касается работы… Есть такое выражение: пока можешь не писать – не пиши. Зарабатывать деньги написанием книг – дело очень сложное. Есть масса других способов неплохо заработать. И только если ты испытываешь удовольствие от самого процесса написания книги – тогда можно попробовать. В конце концов, даже если ничего не получиться и твои книги не будут никому интересны кроме тебя – удовольствие от процесса никуда не денется.
— Вы недавно стали лауреатом премии «Фантаст года». Насколько для Вас важно «премиальное» признание?
Ну, если честно, не очень важно. Но всё ж таки приятно. Тем более эта премия – самая главная и получить ее можно только два раза в жизни.
— Сейчас увлечение читателей фантастикой просто зашкаливает, судя по рейтингам бестселлеров и выпускаемому объему книг в этом жанре. На Ваш взгляд, с чем это связано? Случай массового эскапизма?
Да нет. Тут, скорее, другое. Просто читатель поменялся. Сейчас читать становится этаким элитным занятием. Масса читателей, ранее занятых детективами, женскими романами, или, там, простыми бытовыми, житейскими историями для «поплакать» и «посопереживать» – ушли в «телемыло». Читатель же фантастики – совершенно иной. Ему «жвачки» мало. Ему простор для фантазии нужен, мысли новые, ему нравится экстраполировать. А сейчас такие, в основном, и позволяют себе читать. Кстати, поэтому я смотрю на будущее фантастики с изрядной долей оптимизма.
— Ваше отношение к «сетевой» литературе и новым технологиям чтения — электронным букридерам и т.д.?
Да нормальное отношение. Сам я больше люблю книжку в руках, конечно, но и с экрана читаю вполне нормально. Правда «компакты» не люблю. Предпочитаю большой экран.
— Вопрос, сопряженный с предыдущим: страдаете ли Вы от активности «пиратов», выкладывающих книги в Сети?
Не знаю. Объективных данных у меня нет, а гадать… Наверное как-то страдаю, какой-то тираж не добирается, но поскольку существенно повлиять на это я не могу – не вижу смысла дергаться. Как идет – так идет.
— В какой эпохе Вы черпаете вдохновение для Ваших текстов: в прошлом, будущем? Или настоящее также дает неплохую почву для фантастических идей?
Да везде, если честно. Я, как та собачка, что под всеми встреченными кустиками отметилась. И по жанрам – от фэнтези и спейс-оперы до мистики и социальной фантастики, и по временам и весям – от прошлого до будущего и параллельной реальности.
— Ваша библиография весьма обширна и разнообразна. Есть ли у Вас свои «любимчики» среди сюжетов и персонажей, или же это ровное отношение, наподобие «все дети любимые»?
Ну есть конечно… Не столько любимчики, сколько книги, которые я считаю более значимыми для себя. «Виват, император!», «Армагеддон», серии «Путь князя», «Царь Федор». Кстати, по последнему в этом году, в сентябре месяце состоится большая пэйнтбольная игра… Но, в принципе, все мои книги, так или иначе, мне дороги. Над каждой пахал, и каждую переживал по полной программе.
беседовала Вероника Шарова
|