Ночь литературы: Москва наследует Праге
Вечером 12 мая в пространстве арт-центра «ПRОЕКТ_FАБRИКА» прошла Ночь литературы — приняв, таким образом, инициативу у Ночи литературы в Праге. Главной темой московского мероприятия стали Грабаловские чтения: поэт Лев Рубинштейн, актеры Антон Кукушкин и Алексей Жеребцов прочитали отрывки из романа знаменитого чешского писателя, нобелевского лауреата Богумила Грабала «Слишком шумное одиночество». Параллельно на «Фабрике» состоялось открытие выставки художника Владимира Боудника — изобретателя «эксплозионализма» и героя ряда произведений Грабала.
В чешском контексте Ночь литературы считается мероприятием уже почти что традиционным. Изначально организаторы этого праздника словесности ставили перед собой задачу не столько приблизить литературу читателю, сколько наоборот — читателя к литературе. То есть, заманить его в необычные, по-своему романтические места, где он сможет встретить известных актеров и прочих персонажей пражского бомонда и послушать в их исполнении лучшие отрывки из мировой прозы и поэзии. Затея увенчалась успехом: как сообщали представители чешской стороны на Ночи литературы в Москве, накануне в Праге она собрала около 5 тысяч человек.
До такого размаха московской Ночи литературы, конечно, еще далеко: мероприятия вышло камерным, что особенно заметно было на фоне просторных производственных помещений «Проекта_Фабрика» — мрачноватых, гулких, полных своеобразного обаяния запустения, облагороженного присутствием искусства.
«Тридцать пять лет я занимаюсь макулатурой, и это моя история любви. Тридцать пять лет я прессую старую бумагу и книги, тридцать пять лет пачкаюсь типографскими знаками, так что стал похож на толковые словари, которых за эти годы через мои руки прошло, наверное, центнеров тридцать; я сосуд с живой и мертвой водой, стоит меня чуточку наклонить — и из меня потекут сплошь мудрые мысли…» Роман «Слишком шумное одиночество», который сам Грабал называл «балладой, обладающей собственным дыханием», повествует об упаковщике старой бумаги Ганте. Воспоминания, многолетняя работа в «райском саду» подвала с гидравлическим прессом, одиночество – и, фоном, бесконечные ряды книг, ставших смыслом жизни. Отрывки из романа звучали то в помещении подвала, бывшего бомбоубежища, то на чердаке, то в фабричном Зале Грунтовальной Машины, брикеты и рулоны бумаги на полу которого сами собой перекликались с текстом Грабала. Созвучна тексту и выставка художника-экспериментатора, диссидента чешского искусства 1950-х-60-х годов Владимира Боудника, который и сам не раз становился героем произведений Богумила Грабала.
Вероника Шарова
|