Эксперты: Доля активно читающих россиян — 23%, и она снижается
По статистике, если в 2001 г. среднестатистический россиянин мог приобрести в книжном магазине Москвы всего 43,8 «средних» книг, то в 2010 г. – уже 97,2 книги. Такие данные приводит Федеральное агентство печати и массовых коммуникаций России в своем докладе об итогах развития книжной отрасли в 2010 году и перспективах ее развития, основываясь на данных о средней заработной плате населения в России и средней розничной цены на книги в Москве (по данным ОЦ «Московский Дом книги»).
«Мы не анализируем здесь рост стоимости потребительской корзины за указанные годы в целом, однако чисто номинально покупательная способность населения в отношении возможности приобрести книжную продукцию не снижается, а растет, — констатировали в Роспечати. — Мы, конечно, не претендуем на абсолютную достоверность приведенных данных, поскольку в нашем случае сравниваем среднестатистическую зарплату по всей России со средней ценой книги по Москве, тем не менее, ввиду того, что цена на книги в регионах отличается от московской не очень существенно, можно сделать предположение, что продажи в книжных магазинах из года в год падают не столько из-за снижения покупательной способности россиян, сколько – в большей мере – из-за снижения их интереса к чтению и других внеэкономических причин».
Как, в свою очередь отмечает генеральный директор издательства «Эксмо» Олег Новиков, в 2010 г. наибольший объем продаж давали издания художественной литературы – более 50% по числу проданных экземпляров и более 60% по обороту. Наименьшую долю в структуре продаж занимали справочные издания – не более 0,5% по количеству проданных экземпляров и не более 0,1% по обороту. В период с сентября 2010 г. по апрель 2011 г. средняя оптовая цена на книги в Москве выросла практически во всех тематических сегментах, за исключением технической литературы. В сегменте компьютерной литературы, изданий по языкознанию и в разделе «дом, семья, увлечения» цена сохранилась приблизительно на одном и том же уровне.
Согласно данным издательства «ОЛМА Медиа Групп», лидирующую позицию в рейтинге экземплярных продаж по итогам 2010 г. заняла художественна литература (42%), на втором месте оказалась справочная литература (22%), на третьем – литература для детей и юношества (16%). Следом за ними идут учебная (5%) и научная (1%) литература. На долю остальных видов литературы приходится 14% от общего объема экземплярных продаж в 2010 г.
Как отмечают издатели и книготорговцы, наиболее продаваемые книги находятся сегодня в низком и среднем ценовых сегментах – от 50 до 200 и от 200 до 500 рублей. В общей сложности на них приходится более 70% продаж. Книги низшего ценового сегмента (до 50 рублей) составляют примерно 9% продаж. Дорогие книги (от 500 рублей и выше) составляют около 18% совокупных продаж.
Среди основных факторов, которые будут оказывать влияние на динамику книжного рынка в течение ближайших 3-5 лет, следует, в первую очередь, отметить факторы макроэкономического характера, полагают специалисты. Среди них можно назвать продолжающуюся инфляцию, в значительной степени обусловливающую рост цен на непродовольственные и, в особенности, на продовольственные товары, наличие остаточных кризисных явлений, а также трудности, связанные с проблемами самого книжного рынка. Это и неразвитость инфраструктуры как оптового, так и розничного звена книгораспространения, и достижение розничными ценами на книги психологического предела, и слабые логистические цепочки в системе доведения книг до конечного потребителя, которые не могут обеспечить спрос в отдаленных от Москвы регионах. «Ну и наконец, нельзя не сказать о «постоянно действующем» факторе – падении интереса населения к чтению, — добавили в Роспечати. — По данным ВЦИОМ, доля россиян, не читающих книги, с 1996 г. по 2010 г. увеличилась на 17% – с 20% до 37%. Доля же россиян, активно читающих книги, составила в 2010 г. только 23%, и эта цифра продолжает снижаться».
Большую роль среди факторов, оказывающих влияние на интерес к чтению, а следовательно, и на динамику книжных продаж, играют другие медиа, которые ведут ожесточенную борьбу за свободное время человека. Так, по данным исследовательской компании «TNS Россия», общее медиапотребление российских граждан в возрасте от 16 лет и старше сегодня составляет около 8 часов в сутки. Из них чтению книг в общем объеме медиапотребления отводится 1,9% (около 9 минут в день), чтению газет – 2% (около 10 минут) и чтению журналов – 1,2% (около 6 минут). Сопоставление этих данных с результатами аналогичного исследования 2008 г. показывает, что за последние три года доля времени, отводимого среднестатистическим гражданином России на чтение всех видов печатных источников информации, снизилась почти на 7%, в том числе книг – на 2,1%, газет – на 3% и журналов – на 1,8%. При этом в структуре медиапотребления российского гражданина за последние три года выросла доля телевидения, интернета и особенно – радио
Одновременно с этим нельзя не отметить увеличение числа читателей, использующих для чтения возможности современных гаджетов, резюмировали авторы доклада. Правда, серьезной причиной, тормозящей развитие электронного книгоиздания и книгораспространения является электронное пиратство: сегодня доля пиратских электронных книг при скачивании достигает 80%.
Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
|