Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • Facebook
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Александр Кабаков. Беглец. АСТ, 2009

    06.06.2011 17:50 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Кабаковский «Беглец» выполнен в жанре «публикации». Некто «я» подготовил к изданию, сопроводив оригинальный текст предисловием и послесловием, дневниковые записи банковского служащего господина Л-ова, написанные на рубеже 16-го и 17-го годов прошлого века. Тетрадь с записями публикатор нашёл ещё в советские 70-е, а закончен был сей труд, как следует из финальной редакторской строки, в январе 2013-го. Что ж, «фирменный» получился Кабаков: пара alter ego, реальности матрёшкой, путешествие по временам, — «Невозвращенец», сведённый с «Сочинителем»…

    Основная часть дневника посвящена критике российского Распада, кое-кем маскируемого эффектным иностранным словом «декаданс». Тут, в шестнадцатом-семнадцатом, что ни возьмётся описывать Л-ов, диагноз один — паралич. И, конечно же, это «вчера» просто давится нашим «сегодня». А то и «завтра». Ну, в самом деле. Невозможно читать газеты! Разнообразные всё имущие рубят сук, на котором сидят. «Век цинического бесчестия». «Если Бога нет…», и далее – строго по Достоевскому… А по Кабакову — «Никакой «истинной» истории нет. Это просто опрокинутая в прошлое политика. В ней не существует фактов, есть только интерпретации». И набор этих интерпретаций в «Беглеце», тут, извините, зарифмуем, нужны автору для вполне определённых экстраполяций.

    Кабаков – и человек, и писатель – не скрывает своего пессимизма по поводу большинства «прогрессивных» идей. И мысли Л-ова («Все обновления во всей человеческой истории были вот какие: одни ужасные зверства устранялись, а другие вместо них появлялись») абсолютно идентичны нынешним высказываниям Александра Абрамовича в СМИ: «Наша революция 1917 года продолжается всё время, принимая всё новые формы. Это может быть коллективизация, может — террор. В последние двадцать лет она приняла более или менее терпимые формы. Но всё самое ужасное, что мы сейчас видим, — это оттуда, от революции».

    И естественно тот далёкий-близкий общественный крах сопряжён в «Беглеце» с личной катастрофой. Тут действует типичный для Кабакова «слабый я человек», увязший в типичном же любовном треугольнике, всё видящий и понимающий, но мало что способный изменить. Только словесная истерика (констатации, негодования, жалобы), только навязчивые мысли о необходимости плана спасения, только некоторые конвульсивные движения, из которых самых резких лучше бы и не было. Нет плана, есть страх: «Рухнет мир и всех нас придавит». И есть обречённая слабость или слабость обречённости. Но «крутых» героев Кабаков не любит, потому что «они в лучшем случае устанавливают добро силой, а в худшем — служат злу».

    И всё же не только ради вчерашней критической фактуры и нагнетания сегодняшней социальной тревоги взялся Кабаков, прочитав мемуары 1916-17 года, за «Беглеца»: «Я понял, что воспринимаю наше нынешнее время совершенно так же, как они своё». А значит не чередующиеся картины Распада и низость падших, а вневременная ситуация «беглец никуда не убежит, потому что некуда, и потому что от себя не убежишь» — смысловой центр романа. Да, не ново, можно сказать, банально. Но банальное, однако, очень часто оказывается самым верным. Ужас в том, что жизнь идёт вперёд (вправо, влево), страшно и обыденно одновременно, а человек уже лишь ковыляет – и то в другую сторону. И уже не просто «лишний» он, а проклятый какой-то. Потому что, опять же по Достоевскому, — «широк». Как землемерным циркулем выписывает он очередную свою биографию «отважного труса, совестливого вора, набожного распутника, вольномыслящего конформиста». И вдогонку ему несётся — «Мёртвая душа, каковы и все наши души, если признаться хоть себе честно». Эти слова публикатора совсем уже — со сцены в зал.

    И, как ни крути, получается, что «Беглец» не столько о «вчера» или «сегодня» – он об извечном поиске смысла бытия, не меньше. О дороге, которая плутает между фатальных формулировок «все исчезают и будут исчезать», ныряет в ущелья утверждений «это мы всё губим», поднимается к «блажен, кто посетил…» и выводит к мыслям о том, что когда бежать некуда, можно не бежать, а остаться… Где? Кем? Нам решать. В том и смысл.

    Кабаков признаётся, что не может писать, как Акунин. Заметим, что и в один ряд с Чеховым никто его ставить не спешит. Не беда. Главное, что Кабаков – действительно вызывающий уважение писатель. Хотя бы потому, что не так уж много ныне авторов, способных с достоинством носить изрядно поцарапанное бездарностями звание «беллетрист».

    Павел Тимошинов


    роман

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2021 — Новости литературы. All Rights Reserved