Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. Альпина паблишерс, 2011. Коносуке Мацусита. Принципы успеха. Альпина Бизнес Букс, 2011
Продолжив начатую недавно тематику японского стиля ведения бизнеса, мы решили продолжить ее рассказом о двух основополагающих книгах, рассказывающих суть и соль системы управления Страны Восходящего Солнца. Сегодня в «двойной рецензии» речь пойдет о книге Масааки Имаи «Кайдзен. Клюк к успеху японских компаний» и о книге Коносуке Мацусита «Принципы успеха».
Как мы уже говорили не раз, японский стиль менеджмента это настоящее сокровище смысла, которое прячется за популярными предрассудками и мифами. Свою тайну и свою мудрость управленцы и менеджеры долгое время держали в секрете и причина столь небывалого подъема японской послевоенной экономики долгое время оставалась неизвестной. Однако, после того как на западе в середине 70-х вышли две японские книги «Кайдзен. Клюк к успеху японских компаний» и «Принципы успеха», произошел удивительный процесс «отдачи знаний» от восточных менеджеров американским (ранее все происходило наоборот, японцы буквально впитывали американские знания и правила).
Несмотря на то, что японская модель подразумевает множество аспектов и принципов, основополагающим все же остается знаменитый принцип кайдзен, позаимствованный из буддийской философии. Это уникальная наука фокусирования на качестве, на его непрерывном улучшении, на совершенствовании всего, от производственных процессов до модели менеджмента. Кайдзену подвластны все, от простого рабочего и уборщика до СЕО. Философия кайдзен превратила японский бизнес из человеческого производства в настоящую колонию муравьев, позволив добиться производительности и качества, о которых даже не могу и мечтать изобретать конвейера Генри Форд.
С философией кайдзен нас знакомит одноименна книга Масааки Имаи, которая недаром считается первоисточником этой концепции. Именно с ее страниц западный читатель бизнес-книг впервые познакомился с самим термином и словом кайдзен. Масааки Имаи стал своего рода японским Прометеем, ведь разглашение незыблемых японских деловых принципов очень не приветствовалось в Стране Восходящего Солнца. «Кайдзен» претерпел уже пять переизданий в России, а текущая версия книги выпущена в «Альпине». За годы издания книгу успели буквально отшлифовать, так что ошибок и неточностей в ней нет. Приятно радует качество издания, однако цена великовата — около 500 рублей за не очень толстую 280-страничную книгу в твердом переплете.
Если книга Имаи — чистое бизнес-издание, то «Принципы успеха» Коносуке Мацусита выглядят и читаются немного иначе. Эта книга скорее философский трактат, в котором мало времени уделяется вопросам оптимизации бизнес-процессов и много времени — самосовершенствованию, развитию личности и созданию правильной организации бизнеса. 105 принципов успеха, выработанные автором во время работы над такими брендами как Panasonic читаются легко и очень интересно, однако порой некоторые могут быть легко оспорены (впрочем, это нормально для бизнес-книги с полувековой историей). «Принципы успеха» в исполнении «Альпины» выдержали уже четыре издания, текущая версия нас порадовала просто необычайно, порадовала буквально всем — от качества оформления и перевода до цены — всего 212 рублей за такую замечательную книгу.
Резюме
И «Принципы успеха», и «Кайдзен», разумеется, уже порядком устарели и не совсем точно выражают взгляды на жизнь и работу современных японских менеджеров и управленцев. Однако прочитать их нужно — «Принципы успеха» станут отличной общеразвивающим экскурсом в японскую философию успеха, а «Кайдзен» станет настоящим учебником по принципам ведения бизнеса в Стране Восходящего Солнца. Одним словом, замечательные книги.
Сергей Король
|