Олег Дивов. Симбионты. Эксмо, 2010
Где-то посреди России есть город. Город как город. Даже и не упомнить называется он как-нибудь в книге или нет. Живут там люди как… ну, сами знаете. Барахтаются в постсоветских реалиях, смотрят «зомбоящики», ходят на работу, учатся в школах… Но это лишь фон повествования, в центре же его – диво, всеми снаружи виденное, но не всеми изнутри хоженное.
В прошлом — НИИ микромашиностроения, ныне «НПО Нанотех». Созданное учёным и директором Алексеем Андреевичем Деденёвым – легендарным Дедом. Институт – «форменная мафия», в хорошем смысле слова. Всю округу кормит и славит. Именно благодаря этому заведению и чаруют читателя своим научно-фантастическим сиянием и значением такие звукосочетания, как «нанороботы», «репликаторы», «трёшка», «пятёрка», «девятка»… А ещё тут местные левши играют в прятки с Международной конвенцией; Целью оправдывает средства карьерист Михалборисыч; скользят по коридорам института тени давно минувших дней; бьются то в разнобой, то в унисон сердца четырёх несовершеннолетних героев с западающим в одном месте ровным перечнем имён: Лёха, Принц, Даша, Маша. И над этим всем вызревает для мира тайна выздоровления Алексея Васильева, пауэртрейсера, лаборанта и истинного внука своего Деда…
Дивов любит удивлять. Часть публики – неприятно. Этот недоучившийся в МГУ, но вполне успешный журналист и копирайтер, когда-то горнолыжник и игрок в «Брейн-Ринг», а на сегодняшний день лауреат практически всех профессиональных премий среди писателей-фантастов, – постоянно, как говорится, нарывается. Автор нашумевшей «Выбраковки», признанной многими «самой утопичной из антиутопий и самой антиутопичной из утопий», на своём веку уличался в русофобии, антисемитизме, милитаризме, злостном атеизме, вопиющей технической безграмотности, пропаганде насилия и использовании мата. Название его романа «Молодые и сильные выживут» издательство сочло неотличимым от фашистского лозунга, а после «Выбраковки» Дивова попрекали уже не только фашизмом, но и исполнением заказа Лубянки.
И вдруг — «Это первый мой опыт в научной фантастике. В то же время, книга очень легкая, почти подростковая. Динамичная. Веселая. Грустная. Разная». Понятно, что «Симбионты» так и напрашиваются на сравнение с некоторыми творениями Булычёва, Велтистова или со Стругацкими времён начинающихся в субботу понедельников. Да, да, да, но нет. Пожалуй, такие параллели – всего лишь пара-тройка угаданных номеров выигрышной лотерейной комбинации. Потому что Олег Игоревич много чего вогнал в раздел «разная» для того, чтобы мы не путали Сыроежкина с непростой «электроникой» индивидуально-общественного устройства «Симбионтов». Дивовский романтизм свершений (действительно имеющийся) слишком уж… изъеден термитами что ли. Он и сам объявляет об этом открытым текстом: «Симбионты», в первую очередь, развернутый синопсис для киносценария, отвергнутый заказчиком. Меня попросили сделать «кино про нанороботов». Я сначала опешил, потом сообразил, что это отличный повод как следует обстебать тему «нанопсихоза» и «страны, встающей с колен». Синопсис в работу не пошел, тогда я сделал из него книгу. Сам для себя я ее зову «Выбраковка-2025», это ведь тоже антиутопия».
Антиутопия, добавим, которую, как это водится у Дивова, отделяет от утопии грань блуждающая, мерцающая, а то и вовсе отсутствующая. Симбионты — это организмы двух разных видов, состоящие в длительном тесном сожительстве. Вот и в человеке соседствуют извечные желания – куда-нибудь встроиться и вырваться из чего-нибудь на свободу. Поэтому и осуществлённая Дивовым пародия на нанотехнологическое царство-государство, с её политическими колкостями и атмосферой социального беспокойства, постоянно оборачивается апологией «маленьких чудес», подрывающих устоявшийся, «системный» мир.
Что же вышло в итоге? Приключенческая книга для подростков? Сказка для тех, кто устал быть взрослым? Фига замшелым консерваторам и средний палец неистовым либералам? Тёмное настоящее, опрокинутое в светлое прошлое, или контрастное неизбывное, въевшееся в проектное будущее? Как написано в романной аннотации – «кто прав, решат вертолётики». Ну, и нам с вами придётся.
Как-то описывая свои негативные впечатления от пелевинского «Generation «П», Дивов признался: «Где-то в году девяносто третьем у меня родился проект под условным названием «Судьба копирайтера». К сожалению, после «Generation «П» он может восприниматься только как «наш ответ Пелевину». Татарский, получая от клиента заказ на русскую идею, не может её сделать, и это совершенно естественно. А мой райтер её сделает легко. Но потом он должен будет уйти из рекламы, потому что его идея, естественно, никуда не пойдет».
А вот и пошла. Уж неизвестно точно та это была идея или малость другая, но – национальная, несомненно. Из науки склеенная, в чистые души вложенная, в боях с кощеями закалённая, богатырями княжескими защищённая, в народ обращённая. Принимайте, щупайте, думайте…
Павел Тимошинов
|