Йон Айвиде Линдквист. Человеческая гавань. Азбука, 2011
«Человеческая гавань» Йона Айвиде Линдквиста — показательный пример того любопытного литературного явления, каковым является шведский триллер. Шведский триллер — вещь крайне специфическая, на любителя. Дело не только и не столько в сюжете, не в драме, не в саспенсе, — в темпе повествования, который читателю, воспитанному на американской традиции жанра, мягко говоря, непривычен. Темп этот весьма и весьма нетороплив. Фабула разворачивается плавно и неспешно; от этого, прямо скажем, становится еще более жутко.
История, рассказанная «шведским Стивеном Кингом», начинается с притчи и происходит на фоне всех оттенков серого: море, небо, камни острова Думаре, где некогда приносились человеческие жертвы, а ныне слышатся неясные голоса, наводящие смертную тоску и толкающие на самоубийства. И вот однажды на островном маяке Ховастен пропадает шестилетняя Майя, дочь Андерса и Сесилии…
Что дальше — рассказывать, разумеется, строго воспрещается, ведь это противоречит самому смыслу жанра. Тягомотное, совсем не интенсивное действие затягивает; с каждой новой страницей, следуя за Андерсом, стремящимся разгадать загадку исчезновения дочери, читатель все больше вживается в ритм текста, и его сдержанная интонация, немногословные диалоги (как с людьми, так — разумеется — и с призраками) и небогатая на первый взгляд палитра эмоций оставляют, пожалуй, след куда более ощутимый, чем иной самый динамичный и насыщенный «экшн».
Вероника Шарова
|