Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Евгения Вежлян: Критик может быть свободным, но неангажированным. Обзор прессы за неделю

    25.07.2011 19:01 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    На минувшей неделе газеты присматривались к «летнему чтению», беседовали с критиком и поэтом Евгенией Вежлян и выпустившим книгу «Избранное» певцом Александром Градским; рецензировали новые книги: биографию известного рокера «Том Йорк в Radiohead и соло», сборник современной отечественной прозы «Десятка»; вспоминали о рождении Теккерея и смерти Лермонтова; как обычно, выбирали заметные новинки недели.

    «Коммерсантъ Weekend» в номере от 22 июля сезонным образом размышляет над «летним чтением». «Милые слова «летнее чтение» — это вежливый эвфемизм чтения легкого, иногда даже бездумного. Почему-то считается, что летом читаешь исключительно на пляже и в самолете, хотя на пляже читать почти невозможно, а в самолете почти все уже смотрят, упершись в ноутбук, кино. На даче же и даже лежа в гамаке прочесть можно книгу любого уровня серьезности, не говоря уж о том, что совсем немногим счастливчикам удается перелечь в этот гамак надолго. Так что это, скорее, такая подмена действительного желательным. Потому что и вправду хочется, чтобы летом было в меру жарко и увеселительно — пусть тоже в меру. И какие-то лишние мысли в голове, или наоборот — некоторое вообще мыслей отсутствие. Такому прекрасному состоянию души наш список, признаем, соответствует не полностью. Там есть экономические и филологические исследования, публицистика почти столетней давности и военные воспоминания. Но все же все эти тексты объединяет некоторая легкомысленность. Не писательская, конечно, а читательская. Не обязательная, конечно, а возможная», пишет газета. В списке, по версии «Ъ» — «Вильнюс» Томаса Венцловы (Изд. Ивана Лимбаха ), «Триптих» Саши Соколова (ОГИ), «Записные книжки» Вагрича Бахчаняна (НЛО), «Миры и антимиры Владимира Набокова»  Дональда Бартона Джонсона («Симпозиум»), «Уборка в доме Набокова» Лесли Дэниелс («Азбука»), «Три чашки чая» Грега Мортенсона и Дэвида Оливера Релина и другие новинки.

    Приложение к «Независимой газете» «НГ-Exlibris» в выпуске от 21 июля публикует интервью с литературным критиком, поэтом Евгений Вежлян. «Поэзия и критика – честная и талантливая, а именно таковой, по моему мнению, должна быть поэзия и критика – возможно ли такое? Или это означает – создать камень, который поднять не в силах?», задает вопросы газета. «Сегодняшняя литературная общественность глубоко ангажированна. Любое мнение, направленное на критику «хозяев», просто играет против тебя. Мои друзья – молодые критики, только вступающие в литературу, – ощущают это в полной мере, зрелые – уже научились действовать с учетом этих фактов. Так как же критику ориентироваться в имеющейся литературной ситуации и насколько эта ситуация должна быть им учтена?». «Я считаю, что в определенной степени эта групповая ангажированность, безусловно, имеет место быть, подчеркиваю: в определенной степени. Но она все-таки не является для человека, который умеет думать, основополагающей. Не она задает критерии оценки и набор тех объектов, которые я анализирую. То есть мне кажется, что критик может быть свободным и суждение его может быть – нельзя сказать объективным или беспристрастным, но неангажированным. Но только в том случае, если он хорошо осознает свою собственную позицию, умеет ее обосновывать, теоретически подкован, великолепно знает существующий контекст, ориентируется в нем и не позволяет себе высказываний «от репутаций» ни в одном из смыслов, которые можно придать этому выражению. То есть не позволяет себе ни «геростратовых» высказываний вроде: ах, это, значит, авторитетный автор, дам-ка я ему по морде, как делают некоторые известные нам критики с очень плохой репутацией – в силу своей глупости, а не в силу беспристрастности. И в то же время критик не позволяет себе исходить из готового и сложившегося понимания творчества данного автора, из всеобщего к нему почтения, у него должна быть своя голова на плечах – при том что он это понимание обязательно должен учитывать в своем высказывании и сориентироваться относительно него. Сориентироваться – не в плане его полного отрицания или полного приятия, а в плане того, что он, критик, думает об этом тексте. Суждение критика прежде всего должно облегчать понимание; критик должен понимать те основания, из которых исходит данный автор, и сравнить их с собственными. А уже потом – выносить суждение, если это необходимо (что нужно, подчеркиваю, не всегда)», цитирует газета слова литературного критика. «В последнее время часто приходится слышать, что институт критики сейчас нивелирован, а ниша фактически не занята. Однако критики, по моим наблюдениям, довольно много, и профессиональной – в том числе. Как вы думаете, с чем связаны подобные мнения?», спрашивает «НГ-Exlibris». «Обычно такие суждения высказывают те, кто как следует не разобрался в предмете. Когда говорят, что у нас нет современной поэзии, значит, человек как минимум не посмотрел «Журнальный Зал». Надо понимать, какую модель критики данный человек подразумевает – может «не быть» критики в каком-то определенном понимании – например, в том смысле, в каком она имела место в середине XIX века, – а другая ее модификация у нас имеется. На мой взгляд, нельзя говорить о несуществовании чего-то только по причине личной антипатии к предмету… У критиков моего поколения – два основных модуса критического высказывания: некое короткое высказывание в периодической печати о книге и собственно критика, но скорее аналитическая, приближенная к литературоведению: многие считают, что такой критики вовсе не должно быть, я этой точки зрения не разделяю. К старой модели критики возвращается некоторая часть критиков двадцатилетних. Как это оценивать? Я думаю, просто принять как факт, связанный с общей картиной литературного поля, где в 2000-е годы наблюдалось возвращение консервативных тенденций и традиционных форм», говорит Евгения Вежлян.

    Знаменитый певец Александр Градский выпустил свою первую книгу «Избранное», и по этому поводу интервью с автором публикует «Российская газета» в номере от 21 июля. «Причина того, что я решил выпустить книгу, была проста. В Интернет, куда стекается вся информация, люди, интересующиеся мной, выкладывали мои стихи так, как они их услышали по радио, с пластинок или по ТВ. Например, определенное словосочетание им показалось правильным, и они выкладывали его в Сеть. С помощью своих знакомых, время от времени, я узнавал, как были услышаны те или иные строчки. По Сети стало гулять слишком много разных моих текстов, не всегда верно «услышанных». Кроме того, за много лет я что-то менял в своих песнях — что-то чистил, выбрасывал, к определенным вещам у меня менялось со временем отношение. Поэтому возникла мысль — зафиксировать на бумаге и издать то, что было написано на самом деле. Инвесторов, спонсоров и меценатов у меня никогда не было, и я сам часто от этого уходил — не хотел никому быть обязанным. Издание пластинок, а тем более книги стихов — сегодня не способ заработка. Это понятно — «скачивание» на очень высоком уровне, так что издательски заработать невозможно. Оставалось сделать книгу в тех правилах, в которых я делал до этого пластинки и компакт-диски, то есть красивой и дорогой… Но чтобы цена себя оправдывала, была придумка побороться с пиратством. Пираты обычно делают выборку: например, 25-30 лучших песен исполнителя. Я много раз видел подобные мои наборы, где «стырены» и «выдернуты» мои песни из разных пластинок. И я подумал, что и сам могу это сделать и собрать те песни, которые в разных пластинках людям больше нравятся (по моему мнению)», приводит газета слова Градского. «У вас не было идеи написать мемуары? Потому что когда я узнала, что вы выпускаете книгу, в которой будет проза, подумала, что это будут рассказы в жанре воспоминаний?», задает вопрос «РГ». «Если вдруг со мной что-нибудь случится и я не смогу быть певцом или музыкантом, тогда, видимо, сделаюсь литератором. Потому что совмещать эти занятия невозможно. И что еще важно — многие композиторские вещи я придумываю в соответствии с тем, как я это буду петь. Если я не буду петь — у меня по каким-то причинам исчезнет голос, тогда вряд ли я стану писать и инструментальную музыку, хотя кто знает… Но если бы я начал писать, то писал бы совершенно не свои воспоминания. Просто прозу. И уже тем более не про себя… Писать художественную прозу — это занятие было бы самым легким для человека, который не может петь и не имеет желания сочинять музыку».

    Продолжая тему литературы в связи с музыкой: в издательстве «Амфора» вышла книга британского журналиста Томаса Бейкера о лидере Radiohead, о чем сообщают «Известия» в номере от 12 июля. «Первая переводная биография Тома Йорка, одного из самых ярких представителей современной рок-музыки, производит странное впечатление. Опус британского журналиста Томаса Бейкера «Том Йорк в Radiohead и соло» — это нечто среднее между психологическим этюдом и занудным музыковедческим описанием. Он вполне уместен в качестве учебного пособия, но вряд ли способен претендовать на роль занимательного рок-чтива. Cо времени выхода в свет альбома Pablo Honey и по сей день Radiohead остается одним из самых непредсказуемых коллективов в мире. Только можно ли объяснить это одной лишь социофобией лидера, частыми сменами продюсеров и желанием уйти от навязанных стандартов? Очевидно, что автором книги двигало желание разобраться, как «ребенок, воспитанный жизнью за шкафом», превратился в одну из самых харизматичных звезд современной рок-музыки. Вот только трудности  перевода на русский или подход автора к теме свели сей труд к долгому перечислению фактов из жизни Radiohead.  Продраться сквозь эти дебри cмогут только истовые фаны Йорка, которых в десятки раз больше, чем экземпляров данной книги. И для которых даже такое сухое повествование, вероятно, подобно манне небесной. Другое дело, что значительная часть любителей группы — продвинутые пользователи интернета, и все интересующие факты получили задолго до того, как Radiohead выдвинули свою новаторскую интерактивную идею распространения музыки через сеть по схеме «плати, если хочешь»… Впрочем, писать биографию действующей творческой единицы — занятие неблагодарное. На момент выхода книги последний альбом Radiohead — The King Of Limbs — еще не увидел свет. Реакция на него могла бы добавить еще с десяток страниц познавательного и дотошного анализа, объясняющего все, кроме одного — кто же такой этот парень, вставший во главе одного из самых ярких проектов рок-музыки на стыке веков», пишет газета.

    Рецензию на сборник «Десятка», недавно вышедший в Ad Marginem, публикуют «Ведомости» в номере от 14 июля. «Сборник «Десятка» подан Захаром Прилепиным как «повод для ревизии достижений отечественной литературы за последние десять лет… Достижение это или нет, но сборник удивляет какой-то поразительной однородностью. Вроде бы до «Десятки» были довольно разные авторы, а все вместе оказались — выстроились, словно доски в заборе, без зазоров и щелей. Никакого эстетического разноголосья. Даже трудно вспомнить, когда еще в нашей литературе встречалась подобная сплоченность рядов. Пожалуй, последним схожим примером были популярные сочинительницы детективных романов, которые с удовольствием вместе фотографировались, сами назначали себя «королевами» жанра и действительно в том же составе фигурировали в рейтингах продаж. Был еще, как раз лет десять назад, сборник «лауреатов литературных премий», форматом и оформлением очень напоминавший коробку шоколадных конфет, — но там, под «крышкой», все же слышалось какое-то движение, каждый из «лауреатов» тянул оберточное одеяло на себя. Из «Десятки» поначалу выделяется Сергей Самсонов. Его повесть самая длинная и самая трудночитаемая. Писатель безошибочно выбирает сюжет, «матч смерти» в Киеве 1942 года, украинские футболисты играют с фашистами. Вроде бы сходится все верно: и героическая попытка сопротивления, и футбол как универсальный символ понятного во все времена зрелища. Самсонов пишет очень избыточно, он накручивает эпитеты и сравнения, словно пытается оживить те же чувства, которые вызывала военная проза в читателях прошлых поколений. Он честно шаманит словами, но, увы, никак не может достичь желаемого эффекта. Вскоре, однако, выясняется, что и футбольная команда — не совсем подходящий образ для «Десятки», хотя авторы сборника всячески и обыгрывают мотив физической силы как творческой состоятельности. «Дачный», как всегда автобиографичный, рассказ Сергея Шаргунова еще культивирует ощущение неопределенности, когда непонятно, что из твоего окружения таит благо и радость, а что — опасность и смерть. Но дальше уже идет гораздо более конкретный разговор «за жизнь». Захар Прилепин вновь, как и в сборнике «Грех», романтизирует деревенские «пацанские разборки», продолжая тщательно выписывать начатое там сочинение «Мое босоногое детство». Герман Садулаев рассказывает о правилах поведения на войне, Михаил Елизаров в трэш-фантазии «Госпиталь» призывает бросить все и любоваться бессмысленной жестокостью дедовщины. Андрей Рубанов воображает себя Хантером Томпсоном, объясняя молодому поколению, как научиться «кайфовать» в следственной тюрьме, «где бьют сапогами за любую попытку впасть в неофициальное состояние». Дмитрий Данилов учит тому же, правда на свободе, где с«неофициальным состоянием» тоже не все так просто. Несколько в стороне от всей этой литературной «распальцовки» оказываются два рассказа Романа Сенчина. Писатель лаконичен как никогда, он ведет читателя от слез к нервному смеху, от страшной трагедии, гибели маленькой семьи, — к городской зарисовке о напуганных кризисом рекламщиках. Его роль в этом сборнике напоминает старое интервью группы Spice Girls, когда на просьбу спеть все дружно указали на одну: мол, «спеть — это к ней»».

    «Двести лет назад родился Уильям Мейкпис Теккерей», сообщает литературный критик Андрей Немзер в «Московских новостях» от 18 июля. «Как и подобает профессионалу, Теккерей писал много. Читали его увлеченно не только в англоязычном мире — русские версии появлялись с завидной оперативностью. Публика приязненно встречала новые сочинения, но ни одно из них не встало вровень со смешной и безнадежной историей, что была разыграна на ярмарке тщеславия великолепными куклами, почти не отличимыми от зрителей, радующихся переменам декораций, световым и шумовым эффектам, изгибам сюжета, колючим (и в самых слезных пунктах) комментариям рассказчика и изобильному ассортименту всевозможных «чувствований»… Предлагается важный вопрос: какой русский роман вырос на последовательном переосмыслении основных мотивов «Ярмарки тщеславия» при явной ориентации на композиционные принципы Теккерея? Ключевые слова: величие, история, Наполеон, неожиданная неверность, пение, семья, случай, смерть «героя», тайная любовь, фатализм… Догадались? Ага, тот самый, что мог быть назван «Все хорошо, что хорошо кончается»».

    А в номере от 22 июля статья Немзера также приурочена к дате, но печальной: к 170-летию гибели Лермонтова. «Князь Вяземский мрачно шутил — через несколько лет Герцен выстроит мартиролог русских поэтов с истовой и заразительной страстью. Общество хорошо усвоило: российская власть всегда враждебна поэзии. Разве не об этом говорил Лермонтов, оплакивая Пушкина? Разве не за эту раскаленную инвективу автор «Смерти поэта» был сослан на Кавказ? (Где пробыл полгода — отнюдь не под пулями горцев. Но деталями, противоречащими идее, лучше пренебречь.) Разве не отправили его в «жаркую Сибирь» снова? (После двух лет столичной жизни, полнящейся светскими и литературными победами. За поступок, подразумевающий куда более суровое наказание, чем перевод из гвардии в армейский полк тем же чином. Дуэль была только предлогом? Как можно вообще карать поэта? Почему, если уж так о законности власть пеклась, не сунули его в тихий гарнизон, квартирующий во глубине России? Дуэль была дуэлью, Лермонтов — офицером, а Николай I — русским царем, уважавшим законы своей империи, и военным человеком, справедливо полагавшим, что перевод в какой-нибудь Тамбов был бы воспринят осужденным как чудовищное унижение.) Разве не выпихивала власть Лермонтова из Петербурга весной 1841 года? (Ну, просрочил отпуск. Всего-то на полтора месяца!) Разве не требовал император, чтобы Лермонтов находился при своем полку? (Конечно, это цинизм и кровожадность, а не установка на соблюдение воинской дисциплины.) Что не помешало поэту, прибыв на Кавказ, тут же получить дозволение лечиться минеральными водами. Разрешили, знамо дело, по указке Петербурга (прямо противоречащей директиве государя о местопребывании поручика Тенгинского полка!) — дабы сплести заговор, натравить на поэта его однокашника, спровоцировать противозаконную дуэль — в твердой уверенности, что поэт непременно даст промах, а Мартынов не оплошает. (Издевательские шуточки Лермонтов, конечно, отпускал постоянно. И правильно делал! Ведь Мартынов был комическим закомплексованным персонажем! И, похоже, настолько тупым, что без подсказок таинственных агентов Петербурга сам бы обидеться не смекнул.) Вот и погиб поэт… Гений не имеет права так обращаться со своей жизнью и своим даром? Да он так и не хотел. Было ему двадцать шесть лет. Пушкин в этом возрасте не только дописывал «Бориса Годунова», но и готовился к не сулящему и намека на благой исход поединку с Толстым-Американцем. Там обошлось. Здесь — нет. Вечно печальная дуэль».

     «Актриса Ингеборга Дапкунайте посетила столицу, чтобы принять участие в перформансе на арт-чаепитии 5PM. Tea of Art, которое прошло в Государственной галерее на Солянке. Перформанс представлял собой чтение отрывков из произведений английской классической литературы, посвященных чаепитию, под умиротворяющую лютневую музыку в исполнении Аси Гречищевой», сообщает «НГ-Exlibris» в выпуске от 21 июля. «Надо отдать должное английским классикам – у них отличное чувство юмора! И легкий прибалтийский акцент Ингеборги придавал текстам особую изысканность и очарование. Всех желающих угощали чаем, и первый же отрывок из «Посмертных записок Пиквикского клуба» Чарлза Диккенса оказался очень в тему: « – Сэмми! – прошептал мистер Уэллер. – Если кое-кого из этих людей не придется лечить завтра от водянки, я не отец тебе, помяни мое слово. Вот эта старая леди рядом со мной хочет утопиться в чае». В ходе беседы Ингеборга призналась, что отрывки отобрал для чтения Федор Павлов-Андреевич, директор галереи. «Это все его», – добавила Ингеборга. «Жаль, что ты не прочла отрывок из моего произведения под названием «Улисс», – парировал Федор… На вопрос: «Что бы хотелось самой прочитать зрителям из литературы?» – Ингеборга призналась, что она хотела бы прочесть некоторые отрывки из книги, которую купила случайно, – «Речи, которые потрясли мир». Эта книга удивила актрису, и она не сомневается, что и зрителям пришлись бы по душе речи Мартина Лютера Кинга, Джона Кеннеди и других выдающихся личностей».

    Пять книг недели, по версии «НГ-Exlibris», на сей раз следующие: Юрий Арабов, «Орлеан» (М.: АСТ, Астрель, 2011); «Обретенный голос: Сборник стихотворений» (М.: Юность, 2011); Ольга Брагина, «Аппликации: Поэзия» (Днепропетровск: Лира, 2011); Антон Сорокин. Тридцать три скандала Колчаку (с приложением Манифеста Антона Сорокина) (СПб.: Красный матрос, 2011); Сёрен Кьеркегор, «Или – или. Фрагмент из жизни: в 2 ч./ Пер. с дат. Н.Исаевой и С.Исаева» (СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2011).

    Вероника Шарова


    книги пресса

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved