Илья Гилилов. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса. Международные отношения, 2007
Книга, за которую группа энтузиастов всерьёз собиралась выдвигать её автора на Нобелевскую премию. Наверное, это мечтательный перебор, тем более, что существует другой коллектив единомышленников, предлагающих, в прямом и переносном смысле, работу эту сжечь, лучше бы в костре, на площади, и при стечении почтеннейшей публики. Но не горят, как известно, — и рукописи, и яркие идеи. «Игра…», увидевшая свет ещё в 1997 году, в 2007 году вышла уже третьим изданием, «уверен, не последним», как написал автор предисловия Александр Липков. Да к гадалке не ходи – добавим мы. Так что книга хоть и не новая, но постоянно набирающая: тиражи, читателей, актуальность, славу…
Принадлежит она перу Ильи Менделевича Гилилова. Участник Великой Отечественной войны, литературовед, шекспировед, в 1989-1999 годах учёный секретарь Шекспировской комиссии при Российской академии наук, в марте 2007 года он ушёл из жизни…
Если коротко, то «Игра…» посвящена так называемому «шекспировскому вопросу». Он сродни гамлетовскому: был ли Шекспиром тот, кого им официально считают, или не был? И если не был, то кто им был? Вопросы эти звучат примерно с середины ХIХ века. Среди «сомневающихся» в каноническом Шекспире, к примеру: Чарльз Диккенс, Марк Твен, Бисмарк, Уолт Уитмен и Луначарский. Не говоря уже о менее известных персонах и многочисленных историках литературы. Чересчур радикальным, но весьма характерным отображением позиции этого научного лагеря может служить высказывание английского политического деятеля и писателя Джона Брайта: «Всякий, кто верит, что этот человек – Уильям Шакспер из Стратфорда – мог написать «Гамлета» и «Лира», — дурак».
Являясь представителем нестратфордианского направления в изучении жизни и творчества Шекспира (то есть тем, кто не разделяет традиционных взглядов на личность и биографию автора шекспировских произведений как на актёра, родившегося в Стратфорде-на-Эйвоне), Илья Гилилов писал свою книгу около сорока лет. И, скажем сразу, это не популярная – в стиле «занимательная история» — псевдонаучная фантастика, а фантастически капитальная научная работа. Принцип Гилилова: всё проверять, оперировать только доказанными фактами, только первоисточниками, и только на таких краеугольных камнях строить свои концепции. Хотя, право слово, читается «Игра…» как детектив. Уж извините за банальность, потому как из произнёсших эту фразу можно создавать армию.
Неблагодарное занятие — пересказывать столь затейливо и сложно выстроенную книгу, но раз сказали «а», скажем хотя бы «б». Например, наверняка, не всем известно, что стратфордский уроженец даже фамилию имел отличную от автора великих текстов — Уильям Шакспер (Shakspere или Shaxper), а не Шекспир (Shakespeare, то есть «потрясающий копьём»). Дальше – больше. Нет никаких сведений о том, как этот простолюдин получил столь великолепное (судя по текстам) образование. Зато у светоча культуры и разума жена и дети не умели читать и писать. Слово самому Гилилову: «Читатель не может не задать вопрос: «А где же документально подтверждённые, бесспорные факты о литературной деятельности Шекспира (то есть Уильяма Шакспера из Стратфорда), о его связях с другими писателями, поэтами, драматургами, издателями? Где прижизненные письма, дневники его или его современников, из которых было бы ясно, что речь идёт о нём, о великом поэте и драматурге, рождённом и умершем в Стратфорде, бывшем при жизни членом известной актёрской труппы, её пайщиком? Короче говоря, где подлинные свидетельства, факты, подтверждающие, что именно этот человек и был Великим Бардом, автором гениальных пьес, поэм, сонетов?» Ответ прозвучит малоутешительно: таких бесспорных документальных – и литературных – свидетельств нет и никогда не было». Задумайтесь, ни один (!) представитель тогдашней элиты нигде не написал что-то вроде «Разговаривал вчера с Шекспиром». А когда тот, кого считают писателем, умер – никто (!) не откликнулся на это событие ни единой строчкой. И ведь это не древняя Греция, и не Гомер — от знаменитых людей елизаветинской эпохи много чего документального осталось. Значит, дяденька из Стратфорда культурную общественность совершенно не волновал, а кто такой настоящий Шекспир эти люди и так знали, но знание это на бумаге не фиксировали.
А как же, спросите вы, толстые тома биографий Великого Барда? А это в основном история шекспировских текстов и нагромождение странных «реконструкций», основанных на том, что «одна бабка сказала», а то и просто высосанных из пальца. Почему же тогда дело актёра живёт и не проигрывает? Потому что огромное количество людей делали и делают на этом бизнес — научный и музейно-туристический. А бизнес просто так не сдаётся. Маститые стратфордианцы предпочитают еретиков не замечать, мол, этого не может быть, потому что этого не может быть. В бой же с нестратфордианцами чаще идут малоосведомлённые, но пафосные динозавры, да моськи, которым главное заявить о себе звонким самовлюблённым лаем.
Так кто же тогда был Шекспиром? Вариантов масса, в гилиловской книге многие из них рассматриваются. Из самых известных кандидатов можно назвать Кристофера Марло и Фрэнсиса Бэкона. Автор же «Игры…» на основании своих многолетних исследований приходит к выводу, что под псевдонимом «Шекспир» скрывался Роджер Меннерс, граф Рэтленд, в соавторстве со своей женой, Елизаветой Сидни-Рэтленд. Что, как и почему? Читайте сами, в двух словах этого не передать, как не объяснить при чём тут поэтический сборник Роберта Честера «Жертва любви» и книги Томаса Кориэта – якобы придворного шута, обошедшего пешком всю Европу.
Повторимся, «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса» — стопроцентно научная работа. Но ещё это книга, написанная великолепным языком. Это образец блистательного и интереснейшего мыслительного процесса. Это далёкая эпоха, всплывающая Атлантидой… Нас ждёт не приговор, а приглашение в путь. Даже если вы не специалист – просьба побеспокоиться. Ведь в конце концов, попытки всмотреться в прошлое, разгадать его тайны, задуматься о нём, — свойство человеческой природы. Истина где-то рядом, говаривал агент Малдер, а агент Скалли согласно кивала. Так кто же они – Голубь и Феникс?
Павел Тимошинов
|