Харуки Мураками. 1Q84 (Тысяча невестьсот восемьдесят четыре). В 2 тт. Эксмо, 2011
Последний на сегодняшний день роман Харуки Мураками, вызвавший ажиотаж в Японии и пользующийся стабильным, хотя и не таким бурным спросом в России – двухтомник, который, однако, прочитывается необыкновенно быстро, ибо напоминает клубок: потянув за одну нитку, стремишься поскорее добраться до ее конца только с тем, чтобы узнать: а что там-то?..
Мураками действительно удалось создать сюжет, от которого сложно оторваться, если вы хоть сколько-нибудь любопытны. Одному их самых плодовитых писателей современной Японии по-прежнему не откажешь в фантазии. В «1Q84» она пригодилась ему в особенности: ведь роман по меньшей мере наполовину сущая фантастика, хотя и прикидывается реалистичным. Действие разворачивается в Токио в «оруэлловском» 1984 году, который очень скоро становится тысяча невестьсот восемьдесят четвертым годом – и происходящее, под звуки «Симфониетты» Леоша Яначека немедля одной ногой оступается в параллельную реальность.
О чем эта книга, задаст закономерный вопрос читатель? О разрушительном влиянии тоталитарных сект на семьи и жизни отдельных людей? Да. О восстановлении справедливости по принципу «добро должно быть с кулаками», в данном случае – с миниатюрной смертоносной заточкой? Тоже да. О любви мальчика и девочки, которые выросли, повзрослели, но продолжали помнить друг о друге? И вновь да. Обо всем этом – и не совсем, об этом и еще о многом другом.
Мир 1Q84 — такое особенное пространство, где все и вся оказывается не тем и не теми, чем кажутся на первый взгляд. Девушка-тренер в фитнес-клубе на самом деле киллер, «переправляющий» на тот свет насильников и маньяков; скромный преподаватель математики в подготовительном лицее — талантливый, хотя и не слишком уверенный в себе писатель; юная писательница, лауреат престижной литературной премии — дислектичка, не способная связано написать ни абзаца. Под небом, на котором висят две луны, эти трое оказываются связаны хитросплетением прошлых и нынешних (а то и будущих) обстоятельств и вовлекают в эту орбиту еще несколько ни о чем не подозревающих участников многослойного, сложносочиненного действия. И за всем происходящим неотрывно наблюдают LittlePeople, «маленький народец», получивший свое название словно бы в честь эльфов и прочей мелкой нечисти из староанглийских преданий и сказок, но так и не раскрывший ни своей истинной сути, ни лиц.
Роман завершается странным открытым финалом, что немедленно породило массу предположений о грядущем продолжении «1Q84». Автор пока упорно отмалчивается, но – пользуясь метафорой Чехова, цитаты из которого и упоминания о котором щедро рассеяны по всему тексту – в двух томах своей книги он развесил такое количество ружей, что хватило бы если не на целый арсенал, то на полновесный сиквел — уж точно.
Вероника Шарова
|