Колонка автора: Олег Зоберн
О Волошинском фестивале в Коктебеле
5-11 сентября 2011 года должен состояться девятый Волошинский фестиваль. Знаю, что кое-кто туда собрался. Не понимаю, зачем. Вероятно, чтобы очередной раз грубо ретушировать свои комплексы, приобретенные во время оно, когда Коктебель воплощал собой одну из государственных кормушек для бренд-менеджеров человеческих душ и прочую туземную романтику.
Это касается тех, кому сильно за сорок (основной контингент), а гости фестиваля помоложе идентифицируют себя на мифологическом материале, – уже давно поехать туда и жить за свой счет в «доме творчества» может любой бесшабашный унтерменш, мечтающий оказаться в компании райтеров за бутылкой местного коньяка с квадратным послевкусием, на гальке замусоренного пляжа.
Поехать и поучаствовать в мероприятиях фестиваля, которые столь феноменально юродивы, что если бы масоны весной 1905 года могли предвидеть срам, связанный с именем поэта, то они не пустили бы Максимилиана Александровича в свою пристойную ложу. Официальное название грядущего фестиваля – пышное, с элементом тошнотворно-игривой фривольности: «ІХ Международный научно-творческий симпозиум». Сильно. Если знающим друг друга людям, которые там соберутся, и нельзя запретить маркировать себя раритетным словом «творцы», то о какой науке тут речь? О высоких технологиях внесения поправок в биографию именитого покойника?
Обратимся к мероприятиям из программы: «7 сентября, 18.00-19.00, в зале гостиницы «Творческая волна» состоится творческий вечер Союза российских писателей». Впечатляет. Особенно если учесть, что Союз российских писателей – московский фэйк, то есть шайка ностальгирующих тиранозавров-гопников и наивная молодежь им в помощь.
Еще одно мероприятие: «8 сентября, 10.30-12.00, в акватории Коктебельской бухты состоится заплыв поэтов на приз журнала ‘‘Октябрь’’». Вероятно, единственная возможность искупить экзистенциальный позор, который возымеет место 8 сентября в акватории Коктебельской бухты, это устроить так, чтобы кто-нибудь из участников скоропостижно умер от сердечного приступа на финише заплыва, – может быть, после этого редколлегия журнала «Октябрь» перестанет с упорством шизофреников публиковать мемуары Наймана.
И так далее по программе. Завершится радостная встреча творческих людей 10 сентября – восхождением к могиле Волошина. Иными словами, 10 сентября тяжелый гроб с жирным телом мужчины, который был поэтом, понесут на гору хоронить в очередной раз.
Единственное непошлое мероприятие в рамках фестиваля должно пройти 8 сентября в самом Доме-музее Волошина: поэзию Казахстана представит Бахыт Каирбеков, вести выступление будет Улжан Мусабекова. Просто свет в оконце. Но ехать в Коктебель только ради дуэта Каирбекова и Мусабековой все-таки не стоит.
Весь этот бездумно претендующий на юмор фарс – не краше лиловой помады на губах старухи, до сих пор стригущей челку «под Цветаеву». Конечно, прибывший на фестиваль художник слова может откреститься от геронтофильского уныния, говоря, что хочет «просто отдохнуть, просто к морю», раз уж у наших предков сложился мрачный обычай ехать к осени на Черное море.
Но стоимость горящего тура на адекватный европейский курорт сравнима со средствами, которые будут потрачены на фестивальное проживание в нынешнем Коктебеле, ставшем миниатюрной туристической клоакой, где море откровенно грязное, где русский шансон звучит на каждом углу даже ночью, где невозможно поесть без последующей изжоги, где всюду шастают ваши бухие, не имеющие загранпаспортов соотечественники с перекошенными лицами. Увидеть же задумчивые рожи друг друга, то есть потусоваться в кругу знакомцев, можно не выезжая из Санкт-Петербурга или Москвы.
Заметная часть российских литературных тружеников активно продолжает разными способами обнулять свой и так импотентный классовый статус, тем более что дело стиха и прозы еще вчера перешло в категорию затейливого винтажа. То есть, на понимание можно вообще не рассчитывать. В рассматриваемом случае имперская эстетика прошлого, востребованная сегодня с самого верху, замещает собой смысл, актуализируя старую ложь в новом общедоступном формате.
Олег Зоберн
|