Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Андрей Рубанов. Йод. АСТ, 2010

    09.09.2011 01:50 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Много чего повидавший, испытавший и уже описавший Андрей Рубанов продолжает начатое. Траектория пути его героя в романе «Йод», тоже Рубанова и тоже Андрея, такова: рэкет — крупный бизнес — тюрьма — жизненный тупик с планами о мести предавшему другу — работа пресс-секретарём мэра Грозного — опять тупик — малый бизнес – и вновь тупик с очередной попыткой изменить жизнь… Линейность повествования не соблюдается – флэшбек на флэшбеке. Сюжетной вязью автор пренебрегает, предлагая читателю бурный поток: мыслей, отдельных историй, лирических отступлений… Исток всего этого: «Мне неизвестно, кто я». Причина: «Жизнь становится сложной, непонятной, а человек — существо простое… он не выдерживает давления системы, которую сам же создал». Следствие: «Я утратил веру во всесилие красоты и гармонии» и «Я верю в уродливое. Уродливое всегда честнее», а красивое в уродливое перековывается разрушением, то есть насилием — «Я его уважаю, насилие».

    Итак, остановка, муки осмысления, перезагрузка («Счастье – в переменах»). По сути — исследование самого себя посредством саморазрушения. Что там у нас? Водка, гашиш, мухоморы, скальпель. Последнее – в буквальном смысле, под лозунгом «Разрежь себя» — этакий эффект знаменитого кадра из «Андалузского пса», в котором бритвой — по глазному яблоку. Шок, процедура чередования мёртвой и живой воды, чтобы острее чувствовать.

    Рубанов про «Йод»: «Эта книга — о насилии. О пороках. Вы спрашивали, что такое расчеловечивание. Я совок и воспитан на Павлике Корчагине. У нас — совдеповских бастардов — была надежда, что человек — это звучит гордо. Как только рухнул СССР, выяснилось: нет, не звучит. Я верю, что мы до сих пор оплакиваем крах проекта «улучшенного» человека. Мы обнаружили, что пороки неискоренимы, что они пребывают глубоко в нашей природе, что без насилия, без тяги к разрушению себя и окружающего мира, без водки, азартных игр и так далее мы не можем. Я не покривлю душой, если скажу, что это тема всех моих книжек. Мы должны переоценить человека. Да, быть человеком — хорошо, но надо оценивать его трезво. Я помню, как в 1990 году закрывались книжные магазины и вместо них открывались казино и бордели. Не знаю, как другие, а я не могу этого забыть».

    Что есть, то есть. Горьких строк в романе хватает: и о русском бизнесе, и о госсистеме, и о скурвившейся красоте, и об отсутствии национальной идеи (это отсутствие, по уверению автора, вскоре и станет главной национальной идеей). Если суммировать, то: «Никто ничего не запускает и не строит! Мне пихают футбол, Олимпиаду в Сочи и «Евровидение» за сорок миллионов долларов. Вокруг меня картон и пластмасса. Я устал от картона, я устал от пластмассы».

    Социальная критика прорежена проблемами внутреннего выбора и определением метафизических координат героя. Например, что правильно — зарабатывать на достойную жизнь тем, от чего тошнит, или за малые деньги заниматься тем, что нравится? Или — а что такое реальная жизнь?

    Стилистические особенности рубановского текста можно охарактеризовать словосочетанием «как на духу» или «как на ладони». Он и сам это декларирует: «Вот в такие времена — когда из Космоса выпадаешь в Хаос — и пишутся неудачниками дневники. Когда нет абсолютно никакого желания организовывать свою боль и ярость в нечто связное, а тем более сюжетное (это была бы уступка миру!), — и ты швыряешь на бумагу свои мысли в их первобытном виде». Впрочем, приёмы «организованные» тоже имеются. Вроде постоянных лирических перечислений с целью идентификации. Например, за «тут я чувствовал себя среди своих» (сфера малого бизнеса) следует набор казалось бы разношёрстных, но тщательно подобранных определений: «Тут поэтам наливают, но в долю не берут», «Тут уважают группу «Чиж и компания» и биатлон», «Тут мужчины стригуться коротко, чтобы меньше возиться с волосами» и т. д.

    Рубанов совершенно не стесняется выглядеть как-то там не так. А если он и не дотягивается до каких-нибудь эстетических планок, то тут же ссылается на особенности своего стиля: «Я уличный автор. Трэш делаю. Только умный трэш. Не зря Троицкий в твоем присутствии назвал мою книгу «гиперсоцреализмом». Добавим, рубановский трэш – это брутальная проповедь капеллана прямо на поле боя, где даже матерный рык в строку, где лучше быть юродивым, чем нести пустые благоглупости. Поэтому неудивительно, что Рубанов уважает Буковского и «Бойцовский клуб», считает книгу — бомбой, и часто нарочито неточно цитирует не из чего-нибудь, а из «Как закалялась сталь»: «Сдохнете от кокаина без наших сабель» (на самом деле — «Сдохнете и без наших сабель от кокаина»).

    Рубанов почти не верит в вымысел, пишет почти только о себе и почти об одном и том же. Но до конца, до дна выбирая свои заботы, соображения, боль. Честно говоря, он чересчур многословен (сократить бы его текст вдвое — вышло бы ярче), он не слишком оригинален в своих путешествиях на край ночи и тем более в своих возвращениях домой. Он изрекает банальности («В этой стране мало работают, много пьют и гадят. Но зато тут интересно»). В конце концов, он просто нюхает йод — «Его запах хорош, он необычен и остр, он очищает мозг». И хочет верить в человека. Так, что со своими проповедями превращается-таки порой в мудрого Йоду из «Звёздных войн». Но зато, даже если бы Рубанова не было, он всё равно и обязательно бы появился. Потому что нужен. Потому что он — яростный изобретатель велосипедов в стране с очень-очень плохими дорогами.

    Павел Тимошинов


    роман

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved