Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Орхан Памук. Музей невинности. Амфора, 2009

    28.09.2011 18:32 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Один из самых молодых обладателей Нобелевской премии по литературе турецкий писатель Орхан Памук в «Музее невинности» вполне верен формулировке, с которой ему 12 октября 2006 года вручили престижную награду: автору, «который в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур». Да, как всегда — Стамбул, как всегда напряжение — между востоком и западом, между традициями и современностью, между богатыми и бедными.

    «Эта книга документирует жизнь и культурное пространство Стамбула в период с 50-х годов прошлого века до его конца. Это история мужчины из высшего буржуазного общества и его любви к своей дальней родственнице, бедной девушке, которая работала продавщицей в магазине. Этот сюжет классической мелодрамы, но, в то же время, это серьёзная книга о романтической привязанности. И ещё это рассуждение о природе любви. Популярно говоря — а это популярный роман — это книга о любви». К словам самого автора добавлю, пожалуй, что эта книга ещё и о вещах, времени и, не больше не меньше, смысле жизни.

    Повествование от лица главного героя начинается 12 мая 1975 года. Сам сюжет действительно весьма мелодраматичен: Кемаль накануне собственной помолвки встретил Фюсун, полюбил Фюсун, потерял Фюсун, затем оставил свою невесту Сибель и 8 лет — 1593 подсчитанных им вечера — добивался взаимности своей суженой, пройдя путь, отмеченный вехами «самый счастливый момент моей жизни», «теперь моя жизнь связана с твоей», «наши жизни теперь идут по разным дорогам», «излечиться от болезни, что зовётся любовью», «свет жизни померк», «период терзаний, обид, мстительных настроений и неопределённости» и… Дальше не буду, дабы не бежать впереди паровоза.

    Но суть, как вы понимаете, не в сюжете, а в том, «как увлекательно рассказывать о вещах, среди которых ты жил». Эти вещи, которые Кемаль, мягко говоря, заимствует у Фюсун и складирует в одной нежилой квартире, и составляют, собственно, заявленный музей невинности, он же музей любви, искренности, воспоминаний, терзаний, утешения, очарованности, странствий, вечного счастья. На вопрос «зачем?» ответ находим у главного героя: чтобы «искренне поведать пережитую мной историю любви и собрать предметы, которые бы воссоздали её во всей полноте». История эта, постепенно вытеснит за свои скобки и драматичную общественно-политическую жизнь Турции, и разнообразные меркантильные и карьерные интересы, а также друзей, родственников, покой и волю.

    Тут, предупреждаю, вполне возможен конфликт читателей с неординарным текстом. Всё-таки атмосфера «тех волшебных, но странных лет», когда Кемаль как на работу ходил в гости – и только — к своей возлюбленной, радовался сорвавшимся с губ словам, внезапным взглядам и лёгким прикосновениям, а также собрал и сохранил 4213 окурков Фюсун и унёс к себе ещё целую гору разнообразных предметов, может навести на мысли о, прости господи, клептомании, вуайеризме и фетишизме. Восемь лет бок о бок с любимой лишь смотреть телевизор — это что-то из «Покровских ворот», там, где говорится про «высокие, высокие отношения».

    Но если вы это проскочили, то дальше — ветер. Он в романе повсюду: качающий занавески, теребящий листья, приносящий ароматы или прохладу с моря, в одиночестве завывающий в каждом углу в доме, а на похоронах превращающийся в резкий с колючим снегом… А ветер — это поэзия, здесь весьма далёкая от примитивного мелодраматизма, иногда выливающаяся в целую главу, каждое предложение которой начинается с этого самого «иногда». «Иногда Фюсун два дня подряд носила одну и ту же одежду, но мне она всё равно казалась разной»… «Иногда отключалось электричество, и в темноте мы видели лишь краснеющие огоньки наших сигарет»… «Иногда я чувствовал нестерпимое желание сказать Фюсун: «Я тебя люблю!», но сил хватало только на то, чтобы помочь прикурить зажигалкой сигарету»…

    Впрочем, вся эта высокая восточная словесная вязь — с повторами, напоминаниями, уточнениями и скачками во времени – не увязает в беспробудном пафосе, перемежаясь и бытовым реализмом, и иронией. Чего стоит только тот факт, что на страницах романа появляются-упоминаются герои других романов Памука и он сам, а у книги «Музей невинности» оказывается… три автора. И самый главный из них утверждает: «Мы не в силах освободиться от любви, хотя она и заставляет нас совершать и говорить очень глупые вещи. Именно об этом моя книга».

    Павел Тимошинов


    роман

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved