Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Москвест. Время, 2011
Книгу, написанную в соавторстве Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак, читатели уже успели окрестить «приключенческо-москвоведческой фэнтези». Авторы справились с нелегкой задачей: на серьезном фундаменте (идее о том, что к истории не стоит относиться пренебрежительно) возвести легкое здание живого и весьма забавного текста, который с удовольствием проглотит подросток и не без интереса прочитает взрослый.
Стоило четырнадцатилетнему Мише произнести под стенами Кремля, что, мол, история — «убитый предмет», как история не замедлила отомстить неосторожному подростку и его новой знакомой — ровеснице Маше. Теперь им придется договариваться с городовыми, давать советы Ивану Калите, пытаться понять старославянский говор травницы и участвовать в обороне Москвы от орд Тохтамыша… Все эти приключения «попаданцев» иллюстрируют нехитрую, но часто упускаемую из виду мораль: история не так скучна, как кажется среднестатистическому школьнику, но она отнюдь и не столь романтична, как может показаться с многовековой дистанции, а относиться к ней лучше всего так — без предрассудков.
Отдельно стоит отметить тщательность подхода авторов: несмотря на шутливый тон изложения, объем перелопаченного ими материала внушает уважение.
«Мишка всегда неплохо плавал, но тут вдруг запаниковал, забил руками по воде — чуть не утонул. Спасло его два обстоятельства. Во-первых, вода доходила только до шеи. Во-вторых, рядом ещё больше паниковала Маша. Мишка собирался её спасти, схватив за волосы, как делают герои в фильмах, но в этот момент его самого схватили за шиворот и выдернули из воды. Через секунду рядом застучала зубами и подруга по несчастью.
— Вы кто? — злобно спросил Миша у верзилы, пытаясь выдраться из его цепких рук.
— Городовой, — коротко представился военный, очень недовольно рассматривая спасённых.
— Где мы? Куда мы попали? Откуда вода? — сердито выпалила Маша.
— Зачем вы к нам бежали? — не отставал Миша.
— Тихо! — прикрикнул Городовой. — И так наболтал себе неприятностей!
Маша подавилась очередным вопросом, Миша спросил за неё:
— Что значит «наболтал»?
Но дядька и не думал отвечать, наоборот, шикнул и поднял руку, как будто к чему-то прислушиваясь. Миша невольно прикусил язык.
— Объяснил бы я вам, — сказал верзила, вслушиваясь всё тщательнее, — да времени мало… А вас много…
После этого непонятного замечания Городовой вдруг выхватил из кармана большой серебряный свисток, резко дунул в него… и исчез.
Мишка и Маша уставились сначала на место, где стоял их спаситель, потом друг на друга…
— Это глюки, — Мишка старался говорить очень уверенно. — В смысле… Галлюцино…
Договорить мудрёное слово «галлюциногены» он не успел…»
Вероника Шарова
|