Цветаева Марина
Великая русская поэтесса, критик, переводчик, писательница и драматург Марина Ивановна Цветаева родилась 8-го октября (по «старому стилю» – 26-го сентября) 1892-го года в Москве в семье университетского профессора Ивана Владимировича Цветаева и пианистки польского происхождения Марии Мейн (именно её матери, Марии Бернацкой, посвящено стихотворение «Милая бабушка, кто вы?…»). Таким образом, биография Марины Цветаевой начинается в интеллигентной московской семье.
Первые стихи – как по-русски, так и по-французски и по-немецки – Марина Цветаева стала сочинять в шесть лет. Свой первый поэтический сборник – «Вечерний альбом» – Цветаева опубликовала в восемнадцать лет, он был посвящен Марии Башкирцевой (французской художнице русского происхождения, культовой фигуре среди творческой молодёжи того времени). С этого момента можно вести отсчет биографии Марины Цветаевой как поэта. К двадцати пяти годам Цветаева была сформировавшимся и популярным автором, пережившим свою «Болдинскую осень» — т.н. Александровское лето.
В девятнадцать лет Цветаева сочеталась браком с Сергеем Эфроном. Вскоре у супругов родилась дочь Ариадна (по-домашнему – Аля).
Несколько лет спустя у Цветаевой начался провокационный роман с переводчицей Софией Парнок (о ней Цветаева писала «Сонечка была дана мне на подержание»). Парнок посвящен цикл цветаевских стихотворений «Подруга». Однако по прошествии двух лет отношения прекратились, а Цветаева вернулась к мужу. Свой «эксперимент» Марина Ивановна объясняла так, излагая своеобразный манифест бисексуальности: «Любить только женщин (женщине), или только мужчин (мужчине) – какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное – какая скука!».
Годы Гражданской войны стали для Марины Цветаевой тяжким испытанием – первым в череде многих других. Муж Сергей Эфрон ушел воевать белогвардейцем. Марина Ивановна одна жила в Москве. Появившаяся на свет в 1917-м году дочка Ирина была отдана в приют (где ребёнок в возрасте трёх лет скончался от голода). Это обстоятельство заставляет думать, что уже тогда, задолго до своего самоубийства в 1941-м году, Цветаева испытывала определенные трудности с преодолением жизненных неурядиц и не могла считаться вполне адекватным человеком с социальной точки зрения (ведь старшая дочь Аля оставалась с матерью – отчего же новорожденного ребенка нужно было непременно сдать в приют?). В любом случае, для биографии Марины Цветаевой данное обстоятельство очень неоднозначно.
В это тяжелое время Цветаева продолжает писать стихи (знаменитое «Мне тебя уже не надо…» относится именно к этому периоду). В 1922-м году Цветаева эмигрирует за границу. Там, в Праге, её ждёт муж, теперь уже бывший белый офицер Сергей Эфрон. В 1925-м году у супругов рождается сын Георгий, после чего семья перебирается в Париж. Так начинается биография Марины Цветаевой – эмигранта.
В эмиграции Цветаева много пишет, поддерживает в переписке отношения с Борисом Пастернаком, который стимулирует Марину Ивановну к творчеству. Стихи Цветаевой не пользуются успехом в среде эмигрантов, но зато очень популярна цветаевская проза («эмиграция сделала меня прозаиком», с горечью отмечает Цветаева в своем дневнике).
Непопулярность поэзии, чужая среда, материальные трудности (Цветаева с дочерью иногда в самом прямом смысле голодали, поскольку Сергей Эфрон был тяжело болен и не мог работать, а гонорары Цветаевой были мизерными) постепенно вводят поэтессу в тяжелую депрессию. Поэтому в 1939-м году семья Цветаевой возвращается в СССР – где практически сразу сначала Сергея Эфрона, а затем Ариадну арестовывают (Эфрона в 1941-м году расстреляли, а Ариадна Сергеевна была реабилитирована лишь спустя 15 лет).
С началом Великой Отечественной войны Марина Цветаева с сыном эвакуируются. Однако в г.Чистополь, где поселили эвакуированных писателей, Цветаеву не пустили. Марина Ивановна и её сын поселились в Елабуге.
Оторванная от среды единомышленников, не находящая взаимопонимания с сыном, измотанная годами нищеты, раздавленная арестом мужа и дочери, 31-го августа 1941-го года Марина Цветаева покончила с собой, повесившись в доме, куда они с сыном были определены на постой. Так заканчивается биография Марины Цветаевой, несчастной женщины и величайшей русской поэтессы.
Существует неподтвержденная история, что провожавший Цветаеву в эмиграцию Пастернак подарил ей веревку (обвязать чемодан), и пошутил – на этой веревке хоть повеситься, всё выдержит. По легенде, именно на этой веревке Цветаева и повесилась.
|