Итоги 2011 года в российской книжной индустрии
«Люди стали много кушать и мало читать.
Торговцы папирусами едва сводят концы с концами.
Эсхила никто не берет.»
Григрий Горин «Забыть Герострата»
Согласно подсчетам журнала «Книжная индустрия», в уходящем году россияне потратили на книги около $2,71 млрд – это на 7,5% меньше, чем в 2010 году. Такое падение рынка объясняется сокращением числа книжных магазинов, дисконтными акциями и общим уменьшением числа посетителей.
Издательство «ЭКСМО» приводит несколько другие, хотя и схожие цифры. Согласно им в этом году книжный рынок хотя и сократился на 6% до 62 млрд руб. (почти $2 млрд по курсу ЦБ), но меньше, чем в 2010 г. — тогда падение составило 8,3%.
Еще в первой половине этого года в России насчитывалось около 4200 книжных магазинов, однако их число заметно сокращается. Так, например, крупнейшая российская книготорговая сеть «Топ-книга» в прошлом году включала в себя около 500 магазинов, к апрелю 2011 г. их число сократилось до 350, а в сменившей «Топ-книгу» сети «Книгомир» собственно книги занимают всего 10-15 процентов от общего объема предоставляемой ей продукции.
Массовые дешевые распродажи нереализованных книг также не способствуют росту доходов книготорговцев. Скидки в сети «Топ-книга», испытывавшей острый недостаток средств, достигали 70%, а другие сети и магазины вынуждены были последовать за лидером рынка, отчего волна распродаж продолжалась практически весь 2011 год. Конечно, объем продаж несколько вырос, однако заработок торговцев оказался меньше. Средняя наценка на книгу снизилась со 100 до 80%. И несмотря на тотальную распродажу книжных остатков, ребрендинг и расширение не книжного ассортимента, в середине ноября новосибирский арбитраж признал «Топ-книгу» банкротом
Наметившаяся в обществе тенденция общего снижения интереса населения к покупке книг с каждым годом становится все более заметной. Согласно опросу, проведенному «Книжной индустрией» среди представителей книжных магазинов, число посетителей в этом году снизилось по сравнению с 2010 годом на 15-35 процентов.
|