Ричард Кох, «Жизнь по принципу 80/20»
Отличный пример того, как классику деловой литературы, за рубежом почитаемую едва ли не библией статистического подхода к бизнесу, в России умудрились издать попросту бездарно, до сих пор пытаясь продать небольшой тираж десятилетней давности.
Принцип Паретто, называемый еще принципом 80/20 — это одно из главных достижений человечества наряду с автоматом Калашникова. 20% людей делают 80% всей работы, 80% работы делаются за 20% времени и так далее. Некоторые считают, что под закон Паретто можно подогнать практически любую зависимость, совершенно любое распределение. Наверное, именно это стало причиной невероятной популярности закона.
20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата.
История создания книги Ричарда Коха достаточно занятна. Ни Кох, ни Паретто не формулировали принцип в его книжном, применимом в бизнесе виде: сам Паретто был социологом и говорил более о применимости распределения для подсчета домохозяйств, а Кох начал применять обычную и знакомую всем зависимость буквально по любому поводу. Это привело к двойственному результату: с одной стороны, красиво и интересно написанную книгу вознесли как классику бизнес-литературы, с другой стороны — «Принцип 80/20» практически полностью скомпрометировал себя в качестве бизнес-литературы.
Вот два основных аргумента по поводу того, что книга оказывается не только малополезной, но и вообще вредной:
— В бизнес-системах важно не простое распределение одного или нескольких параметров, а скорее их качественная связь. Само понимание того, что один фактор составляет 20% или 80% другого, не дает ничего. «Принцип 80/20» дает ложное ощущение уверенности, контроля над ситуацией. В практическом бизнесе «Принцип» оказывается даже вредным.
— Ни Паретто, ни Кох не могли доказать абсолютность значения принципа. Грубо говоря, Паретто вывел его эмпирически, методом наблюдения, а Кох не потрудился доказать его. Как подтвердили многократные эксперименты, на самом деле зависимость не имеет четких границ в процентном соотношении — это скорее относится к статистике, в которой любые погрешности и неточности являются частью работы, чем к бизнесу, который любит точность.
В любом случае, «Принцип 80/20» — это книга о философии бизнеса 80/20. Она интересна не со своей теоретической или статистической точки зрения, но скорее с философской. Кох умеет писать интересно, умно, красиво и остроумно — все это делает книгу буквально классической. Странно, но ни одна другая книга Коха не смогла повторить успеха «Принципа» — книга стартовала в 1999 году и до сих пор уверенно держится в ТОП-50 бизнес-книг современности.
Это книгу стоит прочитать тем, кто любит необычные закономерности и верит в примеры, кто устал от скучных учебников по маркетингу и бизнесу и любит погорячее. «Принцип» стал первой ласточкой в сфере «наука для бизнеса» — сразу после этой книги начали писаться «Фрикономики» и не только. Книгу Коха стоит прочитать только ради того, чтобы понять, что такое классическая научно-экономическая книга с доброй примесью философии. Но воспринимать «Принцип» как прямое руководство к действию не стоит — на этом прокололась не одна сотня бизнесменов и предпринимателей.
Сергей Король.
|