Союз писателей России VS компьютер
В 1950 году в статье «Вычислительные машины и разум» английский математик Алан Тьюринг представил свой тест для проверки, является ли компьютер разумным в человеческом смысле слова. Суть теста заключалась в том, что человек должен задавать вопросы двум тайным собеседникам и на основании ответов определять, кто из них машина, а кто человек. Если не удавалось раскрыть машину, которая маскировалась под человека, предполагалось, что машина разумна.
С пятидесятых годов развитие компьютерной техники шло поистине семимильными шагами. Первый звоночек прозвучал в 2008 году, когда сгенерированная программой SCIgen, написанной группой студентов Массачусетского технологического института и переведенная на русский язык уже российской программой ЭТАП-3 научная статья прошла рецензирование Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки России и была опубликована научным журналом.
Теперь же настал черед литературных текстов, созданных машиной. О чем писал еще Станислав Лем в своем рассказе «Путешествие первое А, или Электрибальд Трурля», вышедшем в 1964 году.
И вот, корреспондент российского телеканала при помощи компьютерной программы «Помощник поэта» от разработчиков сервера «Стихи.ру» написал брошюру стихов, опубликовав их под псевдонимом под именем Б. Сивко (расшифровывающимся как Бред СИвой КОбылы), нанял актёра и провёл презентацию в Центральном Доме литераторов.
За что был, в лице нанятого актера, удостоен чествований руководством Московской организации Союза писателей России, немедленно принят в члены союза писателей, получив удостоверение члена союза и даже – Есенинскую медаль. Акция получила огромный резонанс в предновогодних блогах, в чем каждый желающий может убедиться, набрав в строке поисковика «Б.Сивко Есенинская медаль» или «поэт Б.Сивко».
Но мало кто придал значение тому, что у этого процесса есть две стороны. ВАК и Союз Писателей, конечно, оказались в данной ситуации не на высоте. А вот программы с каждым днем умнеют. И представленные программой «автоматически генерированные» стихи выглядят на порядок качественней, чем упомянутая выше псевдонаучная статья.
Небольшой фрагмент стихов в качестве примера:
«Небо разбилось на мелкие части,
и россыпи бледных лун
с осколков на нас таращатся,
словно тысячеглазый шалун…»
Да, конечно, один из критериев, по которым следует оценивать искусство – это то, что невозможно или очень сложно повторить другому, неважно, человек он или программа. В случае же с данной программой-генератором все несколько сложнее. Ведь в силу случайности выбора слов не только кто-либо иной, но даже сам генератор не может повторить свое конкретное произведение. Задав ему те же исходные ограничения, генератор выдаст уже совершенно другой текст.
Так что, следуя вышеприведенному критерию, это придется считать искусством. Как это уже произошло в Доме Литераторов.
|