О «Шерлоке Холмсе» для тех и не для всех
— Да нет же, Мак-Мурдо, знаете! Я не думаю, чтобы вы забыли меня. Помните любителя-боксёра, с которым вы провели три раунда на ринге Алисона в день вашего бенефиса четыре года назад?
— Уж не мистера ли Шерлока Холмса я вижу?!
* * *
Возьмем за аксиому то, что все мы хотим от кино – а особенно от экранизаций – разного. Мало того, мы сами в разное время хотим не одного и того же. Поэтому после выхода в прокат особенно резонансных новинок и возникают такие выдающиеся кошачьи драки в плоскости обсуждения, не важно, где именно эта плоскость пролегает (хотя по большей части, конечно, в интернете, но будем объективными). И именно поэтому кошачьи драки становятся такими выдающимися: когда дерутся за визуализацию мечты (вспомним выход каждой новой серии «Гарри Поттера»), потерь не считают…
Всё это прописные истины и говорить о них вообще не стоило бы. Но появление на экранах второго «Шерлока Холмса» от Гая Ричи заставляет поступиться принципами небанального.
Говорить буду за себя, поскольку говорить за других – удовольствие и дорогое, и ниже среднего. А для меня «Шерлок Холмс. Игра теней» стал кинематографическим взрывом. Нет, не так… я вообще не предполагала, что в мире когда-нибудь появится такое кино. Не «такое зрелищное», не «такое динамическое, не «такое смешное», не «такое трогательное» — а вообще, вот именно такое. К слову, все закавыченные определения в моей скромной системе ценностей к фильму Гая Ричи имеют самое прямое отношение. Но дело не в этом. А в том, какое общее эмоциональное воздействие оказало на присутствовавших в зале кино. Ну, да, тут как раз я начинаю говорить за других. Но я их видела! Я сидела с ними рядом! С одним из них я вообще туда пришла (и ушла). На два часа несколько сотен человек превратились в единый выдыхающий, восклицающий и смеющийся организм. Который стоя аплодировал в течение нескольких минут кряду в конце.
И поэтому я сильно удивилась, прочтя в одном дружественном мне блоге очень негативный отзыв о втором «Шерлоке Холмсе», к которому привешивалась ветка из 69-ти комментариев, гудевших одобрение.
Однако.
Поймите меня правильно. Я не разозлилась, не расстроилась – ну в самом деле, не понравилось людям и не понравилось, фильм-то от этого никуда не денется. И я смогу наконец догнать БГ в количестве просмотров (известно, что Борис Борисович Гребенщиков посмотрел первого «Шерлока Холмса» Гая Ричи 18 раз – а я только пять, а второго два, потому что работы много).
Но удивительно же! Вот пишет в блог человек, которого я знаю лично, с которым мы, можно сказать, приятельствуем и значит, имеем-таки некоторое количество общего. А ему и его друзьям «Игра теней» не понравилась прямо очень сильно. Как так?
А вот как (придумала я после нескольких часов головоломания).
Дело в том, что, во-первых, восприятие насыщенного (а «Шерлок Холмс. Игра теней» — очень насыщенное) кино сильно зависит от внутреннего пространства воспринимающего. Что там у него под шапкой, у этого Бенчика? (с) Какие прочитаны книжки и посмотрены фильмы? В какое время родился и вырос? Последнее, кстати – я давно заметила – имеет в нашем пространстве огромное значение. Потому что если ты родился(ась), к примеру, в 1975-м, то тебе в 90-м году было 15 лет, если в 1980-м – то успел(а) года два побыть пионером, но без напряжения, если раньше 1970-го – то ты вообще человек из другого мира, а если после 1990-го – то тем более.
Кроме того, здесь еще имеет большое значение культурное, простите за выражение, пространство, в котором человек вращается сейчас. А поскольку время нынче не то, чтобы сразу было понятно, кто за белых, а кто за красных, и зритель, сидящий в зале, может иметь самые разные культурные предпочтения, есть вероятность сильно ошибиться в предположениях о том, что именно ему понравится. Потому что если человек пришел, скажем, на гайричевского «Шерлока Холмса», то это может говорить о том, что он любит Конан-Дойля, Василия Ливанова и выпить, а может говорить о том, что он любит детективы, «Доктора Хауса» и что-нибудь ещё, а может значить, что он любит голливудское муви, Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу, а может быть, он любит опять-таки Конан-Дойля, Дживса и Вудстера, Стивена Фрая, Хью Лори и, ладно, «Доктора Хауса» как следствие, или он любит «Карты, деньги, два ствола» и никак не успокоится, а может, он любит новомодный телесериал про «Шерлока Холмса», еще пару-тройку сериалов и много аниме … а может, он просто в кино захотел сходить, ну-ка, что там щас за сеанс?
И главное, все эти «может» имеют самое веское право на существование. Потому что, как я уже говорила, мы не в то время живём, чтобы кто за белых, а кто за красных выяснять.
Потому что – скажу опять банальность – все мы очень разные.
Потому, что оценить Стивена Фрая в роли Майкрофта Холмса может только тот, для кого важно, что Стивен Фрай – кум и «старший товарищ» Хью Лори, который играет доктора Грегори Хауса, который написан сценаристами с учетом Шерлока Холмса, которого у Гая Ричи играет Роберт Дауни-мл. в виде небритого, злоупотребляющего, слегка не в себе и задиристого эсквайра, друг которого Ватсон… ну вы понимаете!
Или не понимаете?
Если «не» — тогда и отзыв на «Игру теней» будет соответствующим. Непонятно, неприятно, вульгарно. Правда, там, где вульгарно ходит голый Стивен Фрай, это прямая цитата одной из серий 6-го сезона «Доктора Хауса», но если человек не ценитель, то и спрос с него никакой.
Нет смысла ждать восторгов и от тех зрителей, для которых слово «стимпанк» — пустой звук и признаки его они, соответственно, отследить не могут.
Да и мастерство сценариста, создающего кольцевую и кружевную одновременно композицию, могут оценить не все.
Но факт остается фактом – «Игра теней» производит ошеломительное, ни с чем не сравнимое впечатление. Не на всех, возможно. Но очень на многих.
А на некоторых – например, на меня лично – она и вовсе произвела впечатление фильма, каких никогда ещё не бывало. Этот неимоверный сплав действия, юмора, драмы, состязания, цитат (один макияж под Джокера-Хита Леждера чего стоит, так, навскидку), неожиданностей и Класса с большой буквы за два часа может превратить зрителя в другого человека. Который, выходя из кинотеатра, идёт и думает: «Нет, но бывает же!», имея в виду и новогодние праздники, и подарки, и чудеса, и сюрпризы, и ощущение наполненности, и что-то ещё. Неуловимое, для чего, может, и нет названия…
Вот например – кто бы могу подумать, что это будет не фантазия на тему образа Холмса (в котором в исполнении Роберта Дауни-мл. от Хауса так же много, как в самом Хаусе – от Шерлока Холмса). Нет, в «Игре теней» нас ждал самый настоящий Рейхенбахский водопад. Хотя и изрядно переиначенный вдохновенным Гаем Ричи (а за то, что режиссер был именно вдохновенен, я без страха дам зуб, да и не один). Здесь даже была обыграна фраза «Он состоит на службе у британского правительства. И так же верно то, что он подчас и есть само британское правительство», а вы говорите…
Вот кстати – кто бы мог подумать, что Стивен Фрай, по словам Хью Лори, сказавший, что снялся бы в серии-другой «Доктора Хауса», но только в роли кого-то вроде Майкрофта Холмса, действительно станет Майкрофтом Холмсом, да каким! (в последнем, впрочем, можно было изначально не сомневаться – это же Стивен Фрай, он всегда «да какой»).
А кто бы мог подумать…
Впрочем, этот будоражащий (до сих пор) моё воображение перечень можно продолжать если не бесконечно, то точно ещё очень долго. Но зачем? Можно же посмотреть кино! Особенно тем, кто его еще не видел. И даже если вам оно вдруг не понравится (хотя лично мне было бы очень приятно, чтобы вышло наоборот), то фильм то от этого никуда не денется 😉 И может бы, мне наконец удастся догнать по количеству просмотров самого БГ.
Согласитесь, не самый плохой авторитет для подражания.
Ника Налёта.
|