«Маршак Советского Союза»
Таким маршальским титулом шутливо, однако и с немалым уважением именовал Самуила Яковлевича его друг Сергей Михалков. Сохранилось множество забавных историй, связанных с Маршаком. Так, однажды Самуил Яковлевич вызвал к себе монтера и неожиданно разговорился с ним о поэзии. В процессе разговора монтер прочитал Маршаку собственные стихи. Самуил Яковлевич побежал в жилконтору, где добился, чтобы монтер был переведен на полставки, после чего привел его в свою редакцию. Так Маршак открыл известного детского писателя Григория Ладонщикова.
К Маршаку часто водили талантливых детей «на прослушивание». Маршак, которого страшно любили дети, всегда оценивал юных поэтов строго, но справедливо. Так, одним из его «крестников» стал известный юморист Лион Измайлов, а секретарем Маршака был юный Владимир Познер.
Однажды у Твардовского сломалась служебная машина, и он попросил автомобиль у Маршака. Получив разрешение, Твардовский пришел в гараж, где увидел, как шофер Маршака сидит в машине, читает книгу и плачет. Книгой этой оказалась «Анна Каренина». Твардовский даже позавидовал ему — взрослый человек не потерял способности плакать над великой книгой. А тот говорит сквозь слезы: «Александр Трифонович! Маршак меня совсем замучил! Ехали мы как-то к Курскому вокзалу, а он и говорит: «Помнишь, Афанасий, как тут проезжала Анна Каренина перед тем, как броситься под поезд? Как она все ярко видела… » «Под поезд? — говорю. Каренина? Я такую не возил!» Маршак рассвирепел: «Ка-ак, ты не читал «Каренину»? Останови машину, я к тебе больше не сяду! Едем домой, я тебе сейчас дам книгу, и, пока не прочтешь до конца, мы с тобой не знакомы!»
Маршак долго и тяжело болел. В его прихожей стоял похожий на комод аппарат для вдыхания кислорода, но даже в свои последние дни Маршак подшучивал над своим состоянием. Когда его спрашивали, когда он успевает писать, он отвечал: «Бессонницы спасают, голубчик!..
|