Харлан Эллисон
Харлан Эллисон – американский писатель-фантаст, мастер короткого рассказа, а также – самый титулованный за всю свою литературную карьеру автор – 11 премий «Хьюго», 6 премий «Небьюла», 19 премий «Локус» и многих других.
Родился Харлан Эллисон 27 мая 1934 г. В юности Эллисон был выгнан из университета за оскорбление профессора по литературе, который заявил, что у Эллисона нет таланта и ему не стоит писать. Эллисон воспринял это как самое жестокое оскорбление, как убийство мечты всей его жизни и ответил в присущей ему грубой манере, за что был сразу же отчислен. Впоследствии он посылал каждую свою публикацию этому профессору, но не получил ни одного ответа.
После отчисления из университета, в 50-х годах начинающий писатель без средств переехал в Нью-Йорк. Первый рассказ «Светлячок», который позднее Эллисон называл своим лучшим рассказом, был написан за две ночи на кухне у знакомых, где Эллисон ночевал. После долгих отказов, рассказ наконец был принят, принеся Эллисону первый гонорар в 40 долларов.
За 50 лет творчества Эллисон написал более 2000 рассказов, статей, очерков и эссе. Писатель работает в уникальной психологической шокирующей манере. Ненавидит литературных пиратов, заработав себе репутацию невылезающего из постоянных судебных исков, которые возбуждает по любому поводу. Когда в 90-х годах в петербургском издательстве «Азбука» вышел первый русский перевод трехтомника его рассказов «Все звуки страха», а писатель не получил за это ни цента, он официально издал свой трехтомник в другом русском издательстве («Северо-Запад», 1997), в предисловии которого пообещал сбросить на офис «Азбуки» дохлого бронтозавра, а здание расстрелять из базуки.
Эллисона можно считать провозвестником движения киберпанков, возникшего тремя десятилетиями позже. Возвратившись из армии в 1959 г., Эллисон выпускает в 1960 г. две книги в жанре НФ («Человек с девятью жизнями» и «Прикосновение Бесконечности»), достаточно стандартные по содержанию, но уже начиная с третьей книги («Страна чудес Харлана Эллисона», 1962) его стиль резко меняется. Следующее десятилетие — самое плодотворное в жизни писателя.
Характерным примером стиля Эллисона может служить его известный антиутопичный постъядерный рассказ «Парень и его пёс». Чтобы выжить, главный герой должен убивать всех вокруг, пользуясь помощью своего пса-телепата. Однажды он встречает девушку и влюбляется в нее, что ставит под угрозу прочные отношения с его псом. И главному герою приходится выбирать кого-то одного.
Самый известный рассказ Эллисона «У меня нет рта, а я должен кричать» повествует об суперкомпьютере, уничтожившем всё человечество, но оставившем в живых всего пятерых людей. Подарив им бессмертие, он из ненависти к создателям мстит своим пленникам. Рассказ приобрел такую известность, что его название стали использовать ради рекламы к вещам, не имеющим к рассказу никакого отношения.
Эллисон говорит, что писать нужно только о трех самых важных вещах в жизни. Это — секс, любовь и отношения между мужчинами и женщинами, это — насилие (всё наше общество строится исключительно на насилии), и — зависимость от карьеры (99 человек из 100 готовы пойти на любые унижения начальства ради сохранения карьеры).
|