Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Колонка Виктории Райхер: Что в этнос вносит эпос

    19.03.2012 02:57 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

    Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

    Многие души могучие славных героев низринул

    В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

    Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),

    С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

    Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

    Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?

     

    Гомер, «Илиада»

     

    Богиня, Ахиллес, его гнев, Пелей, ахеяне, тысяча бедствий, славные герои (много), их души (много), Аид, плотоядные птицы, псы, Зевс, Атрид и кто-то из бессмертных богов — вся эта толпа красиво перечислена всего за восемь строчек. Эпос считался в Древней Греции самым высоким жанром. Более высоким, нежели лирическая поэзия (другой литературы, не поэтической, в Древней Греции до какого-то момента не было вообще — но не все стихи одинаково полезны). Лирическая поэзия стала концентрироваться на переживаниях конкретного человека и описывать конкретные судьбы – и сразу оказалась ниже эпоса, в силу своей фрагментарности и незавершенности. В самом деле, как может считаться «завершенным» произведение, рассматривающее всего один аспект одной какой-нибудь жизни? Какой в нем смысл вообще? Изначально литература была неотделима от истории и конца не имела. Эпос рассказывал о том, что делали деды и прадеды, о том, как выглядели различные участки жизни человечества. Еще один эпос – еще один участок.

    Но сегодня эпическую литературу, с ее идеей бесконечности и непрерывности, мало кто читает. Восприятие современного человека сформировал модернизм, вооруженный лупой. Он рассматривает жизнь и переживания индивидуума в каждой конкретной точке, беря ее как начало и конец анализируемого процесса. Джойс не оставил на личности ни одной нерассмотренной бородавки, оставив личность в растерянности: а дальше что?

    Современная литература по определению фрагментарна. И один из неразрешимых в ее рамках вопросов – это как раз вопрос «а что потом». Она предлагает читателю варианты развития событий, а не процесс как самоцель. Если события развиваются выгодным для героя образом, они признаются хорошими, а произведение, их описывающее – радующим, несущим позитив. Если события трагичны, произведение воспринимается как тяжелое, негативное. Огромное количество книг сочетают оба подхода, как и вся наша жизнь. Но в массе своей они рассматривают отдельные события или явления, сосредотачиваются на переживаниях героев, а дальше позволяют себе роскошь, которой нет как в истории, так и в обычной жизни: последнюю страницу и конец. Неважно, выбросился герой из окна или женился, оставляет ли нас, опустив голову и сидя над обрывом, или, счастливый, летит на самолете в Бангладеш. Важно, что мы понятия не имеем, куда ему деваться дальше. И ладно мы. Автор тоже чаще всего понятия об этом не имеет.

    Автор выявил сюжет, добрался до финала, передал свою мысль или серию мыслей, поставил точку и отделался от персонажей и от нас. Он всю дорогу знает, что его персонажи конечны – они живут до последней главы романа. После которой еще могут обсуждаться на интернетовских форумах в стиле «Гоцман, наверное, умер от сердечного приступа, а Нора с Мишкой переехали в Москву», но всё так же не вызывают у читателя ощущения собственной бесконечности. Скорее уж, наоборот: додумывая жизнь любимых персонажей, мы только подчеркиваем их и свою конечность в рамках каждой дополнительно написанной главы.

    Стремление к эпосу при этом никуда не делось. Ограниченный сюжет оставляет читателей с ощущением «не хватило», даже если он детально проработан и очень долго длится. Возникают «фанфики» — попытки продолжить закончившуюся книгу, не дать персонажам уйти в туман на фразе «Все было хорошо». Причина их настолько масштабного возникновения, на мой взгляд, не только в том, что влюбленные читатели скучают без профессора Снейпа, но и в тяжелой растерянности, которую вызывает у фанатов любая закончившаяся книга. Растерянности, выражаемой все тем же вопросом: а что теперь?

    Но фанфики не превращают лирику в эпос. Они просто расширяют поле деятельности персонажей, технически продлевая им жизнь в рамках все того же конечного полотна. Можно написать еще десять романов об отношениях Дамблдора и Гриндевальда, но все эти романы сведутся к анализу отношений Гриндевальда и Дамблдора. Ничего не добавив к читательскому вопросу, что происходит со сказкой потом – после того, как ее рассказали. Можно всю жизнь посвятить любимой теме, но даже очень много капель – все равно не море, если не соединить их в нужных берегах.

    Сила воздействия древнегреческого эпоса в том, что в его центре никогда не находится конкретный человек и локальные переживания. Любой человек конечен и этим уязвим, любые переживания невыносимы, если рассматривать их как начало и конец процесса. Эпос пользуется героем для развития событий, но именно события, а не герой, являются смыслом повествования. Причем события глобальные, вовлекающие в себя пару народов, несколько стран, загробный мир, коллективное бессознательное, да еще и весь Олимп впридачу. Явление каждого отдельного героя может быть важным и наверняка окажется интересным (события человеческого мира вообще сложно описывать без людей), но не на его судьбу и уж тем более не на его ощущения направлен основной акцент. Эпосу неважно, что чувствовал Эней, лишенный всего, чем обладал, или насколько горько плакал Одиссей, обреченный на бесконечные скитания (хотя и то, и другое эпос добросовестно отмечает). Эпосу важны те события, в которых участвовали Эней и Одиссей – но и они только в качестве линии, которая ведет нас к будущим событиям. Прядется нить, из нитей создается ткань, эта ткань и важна в конечном итоге. И только она.

    Современному человеку странен подобный подход. Мы привыкли очень внимательно всматриваться в себя самих и очень серьезно подходить к происходящему именно с нами, главным образом – к своим ощущениям во время происходящего. Если нам плохо в какой-то ситуации, мы считаем ее тяжелой, даже если она объективно неплоха. Если нам хорошо, то все в порядке, и не столь важно, что творится вокруг (если, конечно, вокруг не ядерная война – но ядерные войны не настолько часты). Все это вполне работает как призма восприятия, да и кто сказал, что исследование строения молекулы менее важно, нежели поиски туманности Андромеды. Но за подобным подходом скрыта ловушка, с которой связана немалая часть психологических проблем современного человека.

    Рассматривание себя как точки отсчета ведет к повышенной уязвимости и зависимости от происходящих событий и вызванных ими ощущений. Оно, как компьютерная программа, выстроено из кирпичиков условий: if – then. И в момент эпических ударов судьбы ставит растерянных нас все перед тем же вопросом: а что теперь? Если события тяжелы, а ощущения невыносимы, у человека часто не остается внешнего, неизменного ориентира, который давал бы всему происходящему неотменяемый смысл. В плане смысла мы все крайне зависимы от внешних событий, и из-за этого довольно легко его теряем. Если соблюдены условия, включающие a, b и c, то смысл есть. Если условия меняются и a, b и c отпадают, смысл исчезает. А ведь мы далеко не всегда можем повлиять на происходящее – коварные a, b и c тусуются туда-сюда, не спрашивая нас. То есть наличие и отсутствие смысла собственной жизни от нас не особо зависит. Что, разумеется, тоже всего лишь вопрос восприятия, но вернемся к началу абзаца: если я воспринимаю все через себя, я постоянно и безнадежно уязвим. У меня нет ничего постоянного и неизменного, потому что телесный, человеческий «я» по определению непостоянен, смертен и конечен. А также все окружающие меня.

    Герои эпоса тоже были смертны, конечны и уязвимы. А уж тот размах, с которым они страдали, вообще доступен мало кому в современном мире. Но они никогда не теряли смысла, потому что смысл их жизни был не в них. Смысл жизни эпического персонажа всегда лежит за рамками его земного существования, со всеми его составляющими. Он заключается в Трое, в Риме, в загробном мире, в бесконечном сюжете, в прошлых или будущих победах всего народа, в самом факте участия в общей ткани. А это, если подумать, один из немногих возможных на земле способов стоять на ногах – когда ты используешь не только собственные ноги, но и ноги всего человечества. Они, что бы там ни было, довольно надежная опора. Древние греки умели на них стоять. А мы, по большей части — нет.

    В нас основное место занимает любовно выпестованная и тщательно лелеемая индивидуальность. Мы с трудом замечаем, а что в нас вообще есть-то, помимо нее. Нелогично, да и невозможно ожидать от современного человека, чтобы он перестал сосредотачиваться на собственных переживаниях, а вместо этого научился каждое утро заново радоваться тому, что в мире существует красота Моны Лизы, мудрость Торы и Корана и величие собора Святого Петра. (Хотя наверняка такой подход избавил бы этого современного человека от массы проблем). Верующие люди вдохновляются масштабом замыслов Творца и его любовью, но очень немногие в нашем обществе полной свободы умеют по-настоящему глубоко и серьезно верить. А ведь у каждого, в идеале, должны быть неизменные внешние ориентиры, по которым он достраивает смысл жизни в критические моменты. Когда у нас все хорошо, мы и сами неплохо справляемся. А вот когда все пропало, не помешает иметь в запасе что-то важное. Чтобы оно не могло обрушиться, предать или перестать существовать. Конкретно Пизанская башня, может, когда-нибудь и упадет – но вряд ли рухнут все выстроенные башни. Кому-то не нравится Мона Лиза – но не может быть, чтобы вся мировая живопись оставляла тебя равнодушным. Человечество создало так много всего, что на любой вкус найдется источник сил.

    Необязательно ориентироваться именно на памятники культуры. Кому-то для внешней опоры подойдут воспоминания о жизни собственных дедушек, кто-то может опираться на загадочность иностранных языков или самих далеких стран, кто-то любит животных – не своих кота и собаку, а вообще животных, как явление и повод для радости. А кто-то лучше всего восстанавливает силы, выращивая капусту – ведь, что бы ни произошло, капуста вряд ли исчезнет из мира. А если и да, всегда можно переключиться на турнепс.

    Ну вот, скажут мне, отличная идея. Приравнять любовь, семью, детей, здоровье, карьеру, остроту собственных переживаний и вообще все, что составляет нашу жизнь — к турнепсу. Давайте плюнем на то, что нас уволили с работы, от нас отвернулись друзья и бросил любимый человек, и утешимся тем, что в саду взошла морковь. Можно еще тем, что в зоопарке Антверпена родился трубкозуб. Тоже прекрасно компенсирует личные потери, нес па?

    Личные потери трубкозуб из антверпенского зоопарка, увы, не компенсирует. Их вообще ничего не компенсирует, помимо личных же приобретений. Но в тот момент, когда человек приучается воспринимать себя не только точкой на карте своего восприятия, но и частью карты космического пространства, у него расширяется угол зрения. Собственные страдания не становятся от этого легче или менее остры, и даже не перестают быть тем единственным, что занимает нас в момент кризиса. Зато мы перестаем зависеть исключительно от частных переменных. Или хотя бы чуть меньше зависим от них.

    Расширение границ переопределяет понятие «свое». И приобретения всего человечества, которые раньше воспринимались «чужими», то есть мне лично не дающими ничего, переходят в категорию обогащающих именно меня. А это ведет к неограниченному приросту собственных богатств, и заодно страхует от потери смысла на каждом крутом повороте.

    Крутые повороты есть у всех. Но переносить их легче тем, кто может одновременно с собственными переживаниями радоваться тому, что в мире существует Великая Китайская Стена. Когда-нибудь я поеду в Китай и ее увижу. И ради этого, даже если все остальное кажется потерянным, возможно, стоит жить.


    Виктория Райхер колумнистика колумнисты публицистика

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved