Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Колонка Наталии Гуревич. Толстой, графоман и генетика

    04.06.2012 20:22 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Наталия ГуревичНекоторое время назад по одному из телевизионных каналов промелькнул репортаж о семинаре молодых (совсем молодых) писателей. Строго говоря, не писателей даже, а тех, кто писателем только собирается стать. И одна из участниц семинара, дева вида серьезного, очень гладко говорила в камеру, что никакой мессианской составляющей в писателе нету, писательство — занятие обыкновенное, и относиться к нему следует без придыхания. Дескать, писатель — ну и писатель, подумаешь…

    Совсем недавно Борис Акунин, который вообще довольно часто радует информационными поводами, объявил, что написал книгу, дающую ему, наконец, право называться писателем. И привел краткий словарик, в котором определил писательство, по сути, как высшую форму литературного творца. Про мессианство не упоминал, но вполне мог, ибо «мессианство» предполагает что человек берет на себя повышенные обязательства относительно рода людского. А писатель, по Акунину, «раздвигает рамки существующей культуры, открывает Америки или, по крайней мере, пытается их открыть…».

    Вообще, классифицировать работников литературного труда — идея благодатная, не устоять супротив искушения. Итак.

    Помимо писателя на ниве литературы трудится еще беллетрист — это что-то вроде кружевницы, которая выдает километры кружев с заданными параметрами. Хотите — широких с цветочками, а желаете — узких с индейским орнаментом.

    Есть также литератор. Его составители толковых словарей часто путают с писателем, но в действительности литератор к писательству имеет такое же отношение, как член фан-клуба к творчеству культовой рок-группы. Это более или менее образованная персона, чаще читающая, чем пишущая. Литератором, чтоб не обижался, называют хорошего человека, пописывающего что-то не без приятности.

    И наконец, существует самая многочисленная, самая многострадальная группа подвизающихся — авторы. В эту категорию входят все оставшиеся, в том числе великая армия графоманов.

    Очевидно, что писатель стоит на вершине этой биологической цепи. Вы когда-нибудь встречали словосочетание «великий беллетрист» или «великий литератор»? То-то же. Мы привыкли, что Толстой — писатель, а Боборыкин — литератор. Пушкин — писатель, Загоскин — беллетрист.

    Классификация (это — писатель, а то — графоман) всегда являлась прекрасным поводом для литературных бесед всевозможных уровней, например: «Да какой он писатель?! У него и идея убогая (нет идеи, стиль хромает, ноги кривые)». Или: «Что же вы, батенька, беллетриста от писателя не отличаете? У писателя — у него миссия. А беллетрист — только belles lettres, не более…». Или: «Это же графоман чистой воды. Меня вот лучше почитайте!». Людям всегда нужна определенность. Необходимо знать природу явления — иначе сложно формировать мнение. А без мнения приходится сидеть и помалкивать.

    Но проблема в том, что литературные творцы плохо поддаются однозначному определению, и никакая Литературная энциклопедия не указ. Хармса это весьма точно нарисовал в миниатюре «Четыре иллюстрации того, как новая идея огорашивает человека, к ней не подготовленного»:

    «Писатель: Я писатель.

    Читатель: А по-моему, ты г…о!»

    Одни Улицкой дают премии, а другие считают ее графоманкой. И множится на этой почве раздор и негатив, что засоряет ноосферу дурными мыслями, а в итоге плохо влияет на будущее всего человечества. Это особенно обидно, потому что о сути ведь и писатель, и графоман — одно и то же.

    И писатель, и беллетрист, и литератор, и просто автор появляется на свет как результат сложившегося особого генетического набора. Никому из писавших или пишущих не приходит мысль «а не стать ли мне писателем?» среди ясного неба — это все предопределено генетикой. Поэтому все авторы, от малого до великого, от последнего в ряду графоманов до вселенского Толстого, существуют как заложники своего генетического набора. Рожденный автором рано или поздно начнет писать. И большое заблуждение думать, будто это всегда доставляет ему удовольствие — вовсе даже напротив. Многие из таких генетически обреченных, как могут, уворачиваются от подарка судьбы, уговаривают себя, что писателей на свете довольно, а вот стану-ка я лучше пекарем. Но как крестьянская натура завсегда найдет себе горшок землицы — помидорчик посадить, так и пекарь-писатель таких названий для своей выпечки насочиняет, что три раза подумаешь, прежде чем купить. Другие многие смиренно влачат писательский удел, живут с сознанием собственного ничтожества на фоне Пушкина, — сахар, что ли? Да и сам наш великий Александр Сергеевич не ощущал особого счастья, когда овладевал им «бес стихотворчества»: вся жизнь его на этот период подчинялась рифме; ни поесть, ни попить спокойно, как-будто схватили за шиворот и влекут…

    Так что собираясь высказываться о человеке литературы, прежде всего следует думать о том, что он не виноват. Он, может быть, не хотел. Подождите превозносить писателя как раздвигающего горизонты сознания или отзываться о нем как о простом ремесленнике. Сначала… пожалейте его. Хотя бы про себя. Особенно графомана следует пожалеть — ведь ему достался минимальный генетический набор, в котором тяга к писательству присутствует, а талант почему-то нет.

    Наталия Гуревич


    колумнисты Наталия Гуревич публицистика

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved