20 сентября 1950 года родился писатель-фантаст Джеймс Блэйлок
Джеймс Блэйлок – американский писатель-фантаст, один из самых оригинальных авторов, работающих на стыке фэнтэзи, фантастики и волшебного реализма.
Будущий защитник чудачьих прав в литературе, Джеймс Блэйлок родился 20 сентября 1950 года в пригороде Лос-Анджелеса. Окончив школу, Блэйлок поступил в Калифорнийский Университет в Фуллертоне. Там он свёл знакомство и крепко подружился с двумя другими студентами — Тимом Пауэрсом и К.У. Джетером, впоследствии так же, как и он, известными писателями. В 1972 году Блейлок также познакомился с Филипом Диком, переехавшим в то время в Калифорнию. Более того, Блэйлок стал прообразом одного из героев романа Филиппа К. Дика «Валис».
Отечественным любителям фантастики Пауэрс известен романами: «Врата Анубиса», «На странных волнах» и «Черным по черному» — и благодаря им же наши читатели впервые познакомились и с Блэйлоком. В каждой из упомянутых книг среди эпиграфов есть стихотворные строчки сэра Уильяма Эшблесса, несуществующего поэта XIX столетия (а во «Вратах Анубиса» он вообще один из главных персонажей романа). Эшблесса придумали Пауэрс и Блэйлок — это был первый опыт их совместного творчества. От имени несуществующего поэта они издали несколько сборников стихотворений.
Дебют Блэйлока как самостоятельного автора прозаических произведений состоялся в 1975 году — именно тогда был напечатан его рассказ «Hans Clinker». Вслед за ним последовали другие публикации — но к 1982 году, когда в свет вышел первый роман автора, «Эльфийский корабль», этих публикаций было не так-то много: всего четыре рассказа за семь лет! В 1982 году Блэйлок опубликовал дебютный роман «Эльфийский корабль», за которым последовали его продолжения — «Исчезающий гном» и «Каменный великан». Несмотря на присутствие в этих книгах типичных эльфов, гномов и великанов, критики отмечали, что выдумать в жанре что-то более непохожее на Толкиена, чем придуманное Блейлоком, вряд ли возможно.
В 1994 году вышел роман «Подземный левиафан», который Майкл Суэнвик, благожелательно улыбаясь, охарактеризовал в своем эссе «В традиции…», как рассказ «о припадочно-энергичной возне, затеянной фарсовой командой неудачников из пригорода вокруг землеройной машины, причем нелепым чудакам так и не удается завести чертову хреновину».
Следующая книга Блейлока — «Гомункулус» завоевывает в 1986 году премию имени Филипа Дика — это была первая награда писателя и, как любят подчеркивать критики, учитывая знакомство Блейлока с Диком, награда весьма символичная. Действие «Гомункулуса» происходит в Лондоне 19 века, наполненном зомби, алхимиками и совершенно необычной техникой, так что после выхода романа Джеймс Блейлок был немедленно занесен в список наиболее авторитетных писателей, работающих в жанре «паропанка». Названный по аналогии с киберпанком, паропанк отличается тем, что действие в произведениях этого жанра происходит в XIX столетии, в окружении дирижаблей, паровых машин и викторианского общества. Стилистически же Блэйлок является в первую очередь наследником Лоренса Стерна, Чарлза Диккенса и Роберта Льюиса Стивенсона.
В своем творчестве Джеймс Блейлок предпочитает щедро смешивать магический реализм, фэнтези, хоррор, мейнстрим и приключения, населяя при этом миры своих книг созданиями мягко говоря странными и одержимыми — все это принесло ему известность и признание критиков, собратьев-писателей и некоторого количества столь же странных и одержимых фэнов, предпочитающих «паропанк» и «твердую фэнтези» всем прочим жанрам, но, к сожалению, не привело писателя к широкой популярности в читательских массах, а следовательно и к популярности коммерческой.
Герои Блэйлока — это чудаки. Люди, без которых мир был бы скучен. Половина действующих лиц в его произведениях — хорошие: неудачники, чокнутые, чудаки и дурачки. Им противостоит столь же пестрые банды негодяев, изображенные Блэйлоком весьма сочно — противные и вредные твари, сами страдающие от своих подлых, трусливых и завистливых характеров.
К счастью, они еще бестолковее положительных героев. Как один добрый призрак объясняет Хелен, героине романа Блэйлока «Страна снов» — «они уверены, что вы тоже все на свете ненавидите, что все в мире — грязь. И в этом ваше преимущество: они вас не понимают».
Власть и знание — ничто для чудаковатых героев Блэйлока, по сравнению с тем миром, который они знают. Где земля дрожит под ногами от работы невидимых моторов. Где странные события то учащаются, то сходят на нет, где откровение всегда брезжит, но никогда не приходит.
Именно эта любовь к обыденному, к домашнему, к простым радостям, к чудакам, к каждодневным загадкам пылает в сердце искусства Блэйлока. Потому и копающий левиафан обречен на неудачу. Поэтому работа подземных божеств обнаружена и отвергнута. Этого мира достаточно, говорит он нам. Кто может просить большего?
Последующие крупные произведения Блэйлока укладываются в две условные трилогии:
- христианская, в нее входят произведения, действие в которых строится вокруг предметов христианской мифологии
— The Last Coin (1988)
— The Paper Grail (1991) «Бумажный Грааль»
— All The Bells On Earth (1995)
- трилогия «духов», действия в которой разворачиваются в Калифорнии:
— Night Relics (1994)
— Winter Tides (1997)
— The Rainy Season (1999)
«Волшебный мир, представленный самым что ни на есть волшебным образом… очутившись там, вы ни за что не захотите его покинуть, тем более забыть» — так отозвался о творчестве Блэйлока один из лучших писателей-фантастов XX века и его наставник Филип Дик.
|