Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Колонка Наталии Гуревич: Взвесьте мне, пожалуйста, в граммах…

    05.11.2012 10:28 0 комментариев
    Tweet
    Серф


    …Поверил
    Я алгеброй гармонию.

    (А. Пушкин, «Моцарт и Сальери»)

    День, когда люди найдут Формулу, позволяющую с точностью оценить качество текста, станет величайшим днем в истории литературы и человечества. Его вожделеют все: авторы, читатели… а как о нем мечтают издатели — гм, наверное. Вот автор. Поверил свеженький роман Формулой, получил сертификат о гениальности и никаких тебе страданий «а вдруг это никуда не годится??!!!». Вот читатель. Взял книжку, прочел под заголовком приговор Формулы — а дальше уже от его личной самооценки зависит, захочет ли он читать что-то, чья оценка ниже, чем «обыкновенный шедевр». С издателем, конечно, все гораздо сложнее. Но все-таки больше определенности для тех, кто хочет войти в Историю как первый издатель Великого писателя. Словом, многим, если не всем, очень хотелось бы обнаружить способ, позволяющий объективно классифицировать художественный текст.
    Один из старейших способов — шаманский, когда ценность произведения определяет шаман-критик. В России самым удачливым таким шаманом, то есть критиком, был Белинский. Неистовый Виссарион и Пушкина назвал, и Гоголя, Достоевского присмотрел, да и многих еще. Но тут недостатков хоть и два, а все ж значительных. Во-первых, шаманы такого уровня рождаются очень редко, в отличие от писателей, которые, кажется, рождаются каждый день. Во-вторых, и сам Белинский с утра, бывало, удивлялся тому, что говорил вечером: даже лучший шаман дает немаленькую погрешность. Вспомним хотя бы, как поправило время Виссариона Григорьевича относительно сказок Пушкина и «Конька-горбунка» Ершова… Иными словами, шаман, не шаман, а субъективность из оценки надо куда-то убирать.
    И вот не очень давно в сети появился ресурс, воскрешающий предложенный некогда Ф. М. Фордом тест 99-й страницы. Этот Форд (Форд Мэдокс Форд, английский писатель, 1873-1939) высказал однажды, что качество текста можно определить по 99-й странице: открываешь, читаешь, если захотелось перейти на сотую страницу, значит, автор молодец, и текст годящийся.
    В 20-е гг Форд тусовался в Париже, в том числе с Хемингуэем, издавал журнал, где будущий старик Хэм практически на общественных началах работал (и немного печатался). В результате этого сотрудничества разругались они насмерть, и вот что написано про Форда в книге Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой»: «Я всегда избегал смотреть на Форда и старался пореже дышать, находясь с ним в одной комнате, но сейчас мы сидели на воздухе, и ветер гнал опавшие листья по тротуару от меня к нему, так что я внимательно посмотрел на него, пожалел об этом и стал смотреть на бульвар». Но благодаря этой истории в журналистских упоминаниях он нынче фигурирует как «крестный отец Хэмингуэя в литературе». Подчеркивают таким образом, что разбирался мужик в писателях, значит и тест, предложенный им, имеет… в общем, что-то в этом есть.
    Тест 99-й страницы, в том виде, в каком он представлен на своем сайте, призван собрать мнения прочитавших и по среднему арифметическому показать автору, куда ему идти. По мне, так тест этот не забавнее карт Таро, но некоторые относятся к нему вполне серьезно. Впрочем, у карт Таро тоже хватает поклонников. Вопрос не в этом. Суть в том, что день, когда люди научатся безусловно определять ценность текста, когда раз и навсегда можно будет закрепить за одним произведением звание шедевра всех времен, а за другим — бульварного романчика; этот день, пожалуй, будет днем клинической смерти литературы. Клинической — потому что, я уверена, уже на следующие сутки Определяющую Формулу выбросят, закопают и отовсюду сотрут.
    Писатель, не испытывающий сомнений в гениальности созданного им текста, гораздо несчастнее того, кто размышляет, а не застрелиться ли от такой непонятной своей судьбы: то ли хорошо написал, то ли плохо… Писатель, лишенный сомнений — это пчела, которой нектар начали приносить на дом. От счастья она пухнет и дохнет в довольстве. Также и писатель. Нет смысла работать, искать, стремиться, поскольку уже велик. Нет смысла — нет книги. Нет книги — ну, вы понимаете, нет писателя. Не настаиваю, но один из секретов безумной плодовитости Льва Толстого заключается, возможно, именно в неуемном недовольстве собой как писателем. Все старался лучше, лучше, лучше…
    А читателю зачем заранее знать, какую объективную оценку имеет книга, если единственно значимая вещь для него — субъективное восприятие? Отношение читатель-автор в процессе чтения — это интимная, очень личная штука; любой штамп способен разрушить его, не создав другого. Лишить читателя возможности самолично оценить книгу, как отнять у Колумба право быть открывателем Америки. Ну и что, что названа в честь другого; открыл-то все-таки Колумб. Так и с читателем. Его мнение о книге всегда сродни личному открытию, и неважно, сколько академиков причислили данное произведение к шедеврам или, наоборот, сколько раз было сказано, что «донцова — не писатель».
    Так что да здравствуют писательские страдания и читательский волюнтаризм. Пока они противостоят друг другу, зависят друг от друга, дополняют друг друга, литература будет тем мерно раскачивающимся океаном, с течениями, возмущениями, местами оледенениями, с бликами и лунными дорожками; океаном, который дает жизнь человеческим мыслям, человеческим чаяниям.



    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved