Амария Рай: «Мне интересно писать о любви»
Беседу вели Алекс Громов и Ольга Шатохина
Писательница Амария Рай выпустила два сборника художественной прозы – «Первоцвет» и «Примула», а также документальный бестселлер о психологии отношений «Леди не шевелятся, или Не кажется ли вам, девочки, что нас обманули?». Кроме этого она ведет телепрограмму «Адвокат бизнеса», является организатором и членом жюри литературного конкурса «О любви к Родине».
— Чем является для вас писательство — способом наполнить жизнь смыслом, своеобразной психотерапией или попросту хобби?
— Писательство для меня — способ выразить свой внутренний мир, художественными приемами отобразить мысли, чувства, переживания, надежды, рожденные наблюдением жизни, опытом, страстью, любовью… Задача, которую я перед собой ставлю, — пробудить в читателе желание размышлять, сопереживать, делать выбор вместе с героями. Сюжеты не так просты, в них зашиты глубинные страхи и тайные стремления, вечный поиск ответов на вопросы бытия. Написание той или иной истории, будь то повесть или заметка в блоге, для меня всякий раз отчасти акт самораскрытия, сопровождаемый ощущением всей полноты ответственности за то, что и с какой целью ты из себя извлекаешь. Писательство для меня — труд, приносящий муки и наслаждение.
— Как вы выбрали свой псевдоним?
— Амария — имя, в переводе на русский язык означающее «Богом обещанный». Слово это перекликается и с моим именем, и с фамилией (Мария Богданова). Амария Рай — надежда на лучшее для всех нас.
— Что вас больше радует – когда вы кого-то вдохновляете своими книгами или кто-то вдохновляет вас?
— Вдохновение — это энергия. Ее нельзя накопить, узурпировать, отложить на черный день. Она умножается, если ты ею делишься. Вдохновение — та же любовь. Потрясающие вещи происходят с матерью, родившей более одного ребенка: любовь, которую она дарила одному, делясь, приумножается. И с вдохновением то же самое: если ты его отдаешь, оно к тебе возвращается, усиливаясь. Вдохновение для творческого человека и есть радость, — радость творения, сотворчества, сорадование другому талантливому проявлению.
— Какого читателя вы цените больше всего?
— Думающего, не тешащего демонов явлений сумеречной зоны: жестокости, насилия, мести, ненависти, — о, как «вкусно» об этом можно писать! – ищущего в книгах не увеселения и экшена, а ключ к мирозданию, свой путь к любви, к открытию в себе ее неиссякаемого источника.
— Есть у вас свои «личные» читатели? Те, с кем вы советуетесь или те, кто, прочитав ваши книги, пишут вам письма?
— Советы в таком деле, как писательство, вещь довольно сложная. Техническими приемами, структурированием сюжета можно невольно причинить вред и замыслу, и авторскому стилю. В качестве генеральной линии я приняла совет знаменитой Виктории Токаревой, — быть более откровенной с читателем. Подсказки близких людей, прежде всего, мамы и мужа, — да, им я следую. Это мои первые и самые преданные читатели. Мама делает основные редакторские правки, муж призывает к экспериментам. Четвертой моей книгой будет детективный роман, — жанр, который я считаю одним из самых сложных, но всё же я решилась взяться за его покорение и, прежде всего, благодаря поддержке мужа. Еще одним важным читателем для меня является мой издательский агент Наталья Новак, обладающая литературным чутьем и способностью предлагать нестандартные решения по продвижению книги к читателю. Я рада, что за два года моей писательской деятельности, читательская аудитория возникла, сформировалась и ждет обещанного детектива!
— Берете ли вы сюжеты своих книг из жизни или придумываете их? Или же – и так и так?
— Сюжеты могут быть почти документальными, комбинированными и вымышленными на сто процентов.
— Какие будущие герои для вас наиболее интересны сейчас?
— Мой сыщик — Глеб Самсонов — занимает меня, он довольно молод, успешен, но одинок и еще не осознал этого. Ему предстоит большой путь к познанию правды жизни и познанию себя. В первом романе, над которым я сейчас работаю, я сама знакомлюсь с ним, представляя его читателю. Это уникальные ощущения. Мне интересны женщины и мужчины. Мне интересно писать о любви. Жизнь — мудрый и очень талантливый драматург, из простого наблюдения ее писатель может извлечь потрясающие сюжеты.
— Как и когда вы выбираете, придумываете имена своим героям и героиням?
— В вымышленных сюжетах — сразу. В тех, где может быть подмечено сходство с реальными людьми, пишу сначала подлинные имена прототипов (мне это необходимо в процессе создания истории, так возникает достоверность), в конце работы меняю имена, облик героя, некоторые детали его окружения.
— Менялось ли у вас с течением времени отношение к своим книгам?
— Возможно, это покажется странным, но когда выборочно перечитывала сборники «Первоцвет» и «Примула», несколько раз я испытывала удивление от того, что это написано мной. Погрешности, конечно, есть. Надо было более тщательно работать с текстом. Но есть и какая-то самость, ощущение картинки при чтении, послевкусие — так говорят благодарные читатели, к мнению которых я прислушиваюсь. Один из драгоценных отзывов, полученных мною в последнее время, звучал так: «Есть в вашей «Примуле» рассказ, за который вас похвалил бы Иван Андреевич Бунин. Про китаянку. Придумать, составить его специально, невозможно. Вы – писатель». Это сказала мне Надежда Алексеевна Баталова, искренняя, яркая, так похожая на знаменитого отца, внучка замечательной писательницы Екатерины Борисовой, родственница Ардовых, в доме которых подолгу гостила Анна Ахматова. Такие отзывы, конечно, окрыляют и придают уверенности в том, что не бумагомарательством занимаешься.
— Если раньше литература инструктировала людей, как правильно жить, то какова роль литературы в наше время?
— И раньше, и сейчас инструкции о том, как жить, можно прочесть в Библии, Коране, Торе… У настоящей художественной литературы и раньше, и сейчас предназначение одно, сформулированное, на мой взгляд, исчерпывающе великим Пушкиным: «И чувства добрые я лирой пробуждал». Пробудить читателя, побудить на добрые поступки, вызвать сердечную улыбку, отклик, чувство общности вместо разобщенности, вернуть веру, надежду, любовь в нашу повседневность, выражаясь словами Бальзака: «Улучшать нравы своего времени — вот задача писателя, если он не хочет прослыть простым увеселителем публики».
— Что, по-вашему, делает книги модными?
— Технологии, новаторство, пиар, в ряде случаев — большие рекламные бюджеты. Модная литература имеет шанс стать читаемой и остаться в веках, если речь идет о чем-то действительно талантливом и самобытном. Что модно сейчас? Сложно судить. Считается, что читатель любит фантастику, детективы и романы из жизни богатых и успешных. Неизменная тенденция последних пятидесяти лет, пожалуй.
— Вы занимаетесь благотворительностью. Важно ли для вас ощущать ее результаты?
— Я бы не сказала, что занимаюсь благотворительностью. Счастливо сложилось так, что у меня есть возможность поддерживать замечательную организацию — благотворительный фонд «Даунсайд Ап». Его педагоги и его фандрайзинговая команда — вот эти люди и в самом деле сделали благотворительность своей повседневностью. Фонд британско-российского происхождения уже пятнадцать лет бесплатно помогает более чем 3 тысячам российских семей, где воспитывается особый ребенок — ребенок с синдромом Дауна. Для меня большая честь состоять в совете консультантов фонда, давать рекомендации, да и отчислять часть средств от продажи книг. Как сказал один из патронов фонда, Марлен Манасов, в нашем деле не может быть результата — синдром Дауна неизлечим, — но в этом и есть проявление чистого гуманизма, без вторичной выгоды и ощущения отдачи от вложенных средств и усилий… Все просто: можешь делать — делай!
— Современные люди по-прежнему верят в чудеса. Они когда-нибудь случались с вами?
— Чудеса действительно случаются! Надо верить в это. Верить и деятельно пролагать путь в помощь тому чуду, что должно произойти именно с вами. Да, в моей жизни было несколько таких явных чудес. Рождение старшей дочери при абсолютно негативном медицинском диагнозе, удачное завершение международного юридического спора на сотни миллионов долларов, далеко, за пределами России, чудо творчества, когда будто не ты, а кто-то за тебя выводит строки сюжета… Радуйтесь, любите, дерзайте, живите с уверенностью в том, что нет ничего невозможного, и чудесное преображение вашей жизни непременно начнется. Не отмахивайтесь, никогда не поздно все переменить к лучшему, интересному, захватывающему. Да будет так!
|