Сказка больше, чем жизнь: 10 фэнтези за рамками жанра
Как часто можно услышать: «это фэнтези? Спасибо, мне не интересно?», «там есть магия? Я не читаю такое», «с элементами фэнтези? Это же не литература!»…
К сожалению, такой жанровый снобизм многим читателям дорого обходится: человек лишает себя возможности познакомиться с целым рядом замечательных произведений, обогативших литературу. Вспомним, что и книги братьев Стругацких в свое время презрительно относили к «несерьезному» жанру «фантастики», а теперь…
Не следует также забывать, что определение «фэнтези» только в самом архаическом смысле подразумевает истории о воинах и волшебниках. Сегодня к этому жанру относят и «городскую фэнтези», в рамках которой события происходят в современном мегаполисе и на фоне его жизни, и литературу стимпанка, где речь идет о цивилизации рубежа XIX – XX в.в., вымышленной или настоящей, и альтернативно-исторические романы, лишь слегка приправленные фантастическим элементом. В книгах, о которых мы сегодня поведем речь, мы увидим «фэнтези» как дань уважения традиции и красивый поэтический приём, венчающие по-настоящему сильные книги. Книги, без которых уже немыслимо представить себе литературу…
***
Вальтер Моэрс «Город мечтающих книг»
Немецкий писатель Вальтер Моэрс сравнительно недавно стал известен русскоязычному читателю. Его «9 ½ жизней капитана Синий Медведь» — это замечательный образчик детской абсурдистской прозы, ну, а «Город мечтающих книг» приглашает нас в настоящую Одиссею. Это – удивительно тонко, филигранно и с любовью выписанное путешествие героя по полному опасностей лабиринту книжного мира.
Динозавр Хильдегунст Мифорез, происходящий из местности, где главной ценностью является литература, получил в наследство от своего «литературного крестного» сокровище – десять страниц рукописи, которая является лучшим, самым совершенным текстом из когда-либо написанных. Путь Хильдегунста – домоседа, книгочея и увальня – лежит в Книгород, полную опасности и тайн писательскую и читательскую Мекку. Здесь ему предстоит пережить поистине улиссову историю и прийти в итоге к тому, во что он решительно не верил в начале путешествия…
«Город мечтающих книг» — это уникально красивое и поэтичное произведение, стоящее особняком в современной литературе как по уровню мастерства его автора, так и по тематике. Мир знает много книг о книгах, но эта – совершенно особенная…
Анджей Сапковский «Ведьмак»
Горячий поклонник Дж.Р.Р.Толкиена и специалист по торговле, пан Анджей Сапковский написал первую новеллу из будущего цикла «Ведьмак» на спор: показать, что он не только знает, как надо писать фэнтези, но и может это сделать сам.
Сейчас уже не осталось сомнений, что спор Сапковский выиграл. Потому что, создав историю с использованием всех фирменных фэнтези-приёмов – мир, стилизованный под европейское средневековье, населенный разными расами и чудовищами, практикующий магию и ведущий беспрестанные войны – писатель при этом сочинил настолько жизненную и живую историю, что, читая её, легко забыть, где находишься: в вымышленной стране или в Европе XV – XVII в.в. Легко начать считать героев своими добрыми знакомыми. Легко поддаться их обаянию – чтобы потом отправиться с ними на совершенно не романтическую войну, решая по ходу совершенно не фантастические вопросы. Анджей Сапковский обладает – и щедро делится со своим повествованием – уникальным чувством юмора, которое, однако, сплошь и рядом перерастает в довольно горькую иронию. «Ведьмак» успешно обыгрывает самые известные сказочные европейские сюжеты, каждый раз за шиворот спуская читателя с карамельных небес на грешную землю и напоминая, что основными вопросами были и остаются два – как выжить и как остаться при этом человеком. Даже если ты от рождения не совсем человек. И даже если видишь, что сплошь и рядом «вести себя по-человечески» является синонимом свинства.
А еще Сапковскому удалось создать уникальных героя и героиню. Он – хотя и выдающийся рубака и почти что супермен, имеет россыпь вполне досадных недостатков, как, например, нездоровая склонность к рефлексии, занудство и упрямство. Она, хотя и настоящая волшебница и селф-мейд-вумен, но склочная, стервозная дамочка и вообще бывшая горбунья. При этом мы их очень любим. Почему? Об этом поистине стоит прочесть…
Терри Пратчетт «Стража! Стража!»
Признаемся сразу – писать о книгах Терри Пратчетта дело крайне неблагодарное. Во-первых, потому что из этого практически всегда получается анекдот « — Я слышал этого Магомаева, ничего особенного! – Вы что, были на концерте? – Нет, но Рабинович мне напел по телефону!». Пратчетта сравнивают с Вудхаузом и Ивлином Во – в этом что-то есть, но это очень условно и в любом случае не может передать очарования, юмора, переходящего в пронзительную грусть, а главное – зубодробительного удара «не в бровь, а в глаз», который получает читатель, открывая практически любую книгу Пратчетта, кроме, пожалуй, самых ранних.
Первое произведение из цикла о Плоском мире (который покоится на трех слонах и черепахе) – «Цвет волшебства» — было написано в качестве пародии на традиционную фэнтези-литературу и со своей задачей справилось. Но очень скоро Терри Пратчетту с его живым умом и писательской энергией стало скучно в рамках пародии. Так что относить его книги к фэнтези, даже на пародийном уровне – в корне неверно.
Вот например цикл произведений о городской полиции, открывающийся книгой «Стража! Стража!». Пьющий, одинокий и циничный Сэм Ваймс, который вынужден закрывать глаза на бандитский произвол и не имеющий перспектив в «мире чистогана» — не правда ли, знакомая картина? Сотрудники – считающий дни до пенсии осторожный сержант-взяточник и уличный мальчишка, выросший в «где-то тридцатичетырехлетнего» лузера, который и на человека-то не слишком похож: тоже вполне будничная картина. Юный новобранец с идеалистическим взглядом на вещи. Пока всё идет как обычно. До тех пор, пока в городе не появляется… дракон. Не думайте, что это тот самый фэнтези-элемент: драконов не бывает и быть не может, в этом Ваймс, несмотря на близкое знакомство с «зеленым змием», уверен твердо. Забегая вперед, скажем, что драконов действительно быть не может, как и сомнительных чудес. Но работа полиции может быть реформирована, циник может найти себе очень недурственное применение, пьющий человек — намертво завязать, а разумный, хотя и окончивший школу Гильдии Убийц правитель может привести свой город к процветанию. Некоторые, впрочем, считают, что вот тут-то и кроется элемент фантастики и настоящие чудеса…
Роджер Желязны «Тоскливой октябрьской ночью»
Возможно, вам встречалось другое название этой повести: «Ночь в тоскливом октябре» или «Ночь в одиноком октябре». Довольно сложно перевести на русский «A Night in the Lonesome October» (какой перевод кажется наиболее удачным нам – видно из заголовка). Безусловно, фэнтези-обзор скорее предполагает другую книгу Роджера Желязны – «Девять принцев Амбера», но поскольку мы описываем произведения, перешагнувшие рамки фэнтези, а «амберский цикл» является самым что ни на есть классическим, хотя и очень талантливым представителем жанра, мы поговорим о другой истории «от Желязны».
Октябрьских ночей в повести ровно тридцать. Фактически они – главы дневника, который ведет пёс по кличке Нюх. Он – компаньон Джека. Джек – личность странная и таинственная. Хотя со временем мы мало-помалу понимаем, что это за Джек такой… Знакомцы Нюха – компаньоны знакомцев Джека – тоже непростые существа. Это змея, кошка, летучая мышь и филин, вместе со своими хозяевами участвующие в Игре. Ставка в ней высока, а решающий день, вернее, ночь, как уже, вероятно, догадался читатель – это ночь с тридцать первого октября на первое ноября.
Стильный, истинно постмодернистский литературный коллаж из персонажей и ситуаций, высокий градус саспенса, авангардные декорации городского фэнтези, скупое и точное повествование – всё это делает повесть Желязны жемчужиной не только фантастической, но и вообще литературы. Некрупной, но оттого не менее ценной.
Полная версия еженедельной тематической подборки «Новостей литературы» доступна по подписке — спешите подписаться на рассылку портала!
|